Фонды Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners намерены продать принадлежащий им контрольный пакет акций челябинской торговой сети «Незабудка»

Крупнейшие акционеры челябинской сети «Незабудка» фонды Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture Partners (владеют 72,1% сети) решили выйти из этого проекта. Сейчас фонды выбирают инвестбанк, который займется поиском покупателя для сети, и рассчитывают, что сделка состоится в течение года. Участники регионального розничного рынка считают, что фонды торопятся с продажей из-за ухудшающихся показателей сети: падения рентабельности, уменьшения числа торговых точек, которые, воспользовавшись ситуацией, занимают другие ритейлеры, сообщает «Коммерсантъ».

По словам партнера фонда Baring Vostok Capital Partners Филиппа дер Мегредичан, выход фондов из акционерного капитала «Незабудки» состоится «либо через полную продажу сети федеральному ритейлеру, либо через слияние «Незабудки» с каким-либо региональным игроком, по итогам которого фонды все равно продадут свои доли». Управляющий Eagle Venture Partners Каспер Хейстиг и совладелец сети Алексей Заварницын это подтвердили. По словам господина Заварницына, решение о продаже было принято на последнем совете директоров. Господин дер Мегредичан объясняет продажу сети тем, что «сейчас для этого подходящее время»: «Пока продуктовые ритейлеры продаются по привлекательным мультипликаторам, но эта тенденция продержится недолго».

«Для продажи контрольного пакета акций «Незабудки» выбрано хорошее время — на региональные сети есть спрос со стороны федеральных сетей», — заявил УрБК независимый аналитик Дмитрий Гребенюк, комментирую информацию о готовящейся продаже контрольного пакета акций регионального ритейлера.

По мнению Д. Гребенюка, причина продажи — желание удержать полученную прибыль. «Принцип работы фондов достаточно прост: купить контрольный пакет компании, повысить капитализацию компании и продать ее. Зачастую бизнес продают в тот момент, когда он становится успешным и привлекательным. В нашем случае сеть начала показывать отрицательную динамику, и фонды решили зафиксировать прибыль. Актив привлекателен своими 104-мя магазинами в Уральском федеральном округе. Крупный российский ритейлер может закрепиться в регионе с помощью покупки данной сети», — считает аналитик.

Д. Гребенюк оценивает возможную стоимость контрольного пакета «Незабудки» в размере $50-60 млн. «Довольно-таки неплохой результат, если учитывать что фонды вложили $17 млн.», — добавил эксперт.

«Компания «Незабудка» после покупки ее акций инвестфондами сменила менеджмент, получила новые инвестиции, расширилась, в том числе и за счет покупки иркутской сети, повысила оборот и увеличила свою стоимость. В результате этот ритейлер стал весьма заметным активом, и, несомненно, он должен удостоиться внимания со стороны крупных игроков, которые стремятся войти в экономически привлекательный уральский регион и пока довольно свободный Иркутск», — заявили УрБК в ИК «Финам», комментируя информацию о планах продажи контрольного пакета акций компании.

«Возможно, это будет региональный игрок, который в случае покупки получит возможность организовать крупнейшую региональную сеть. Говоря о причинах решения продажи «Незабудки», стоит отметить, что ритейлер, скорее всего, и покупался с целью дальнейшей перепродажи. Купив этот актив, инвестфонды повысили его привлекательность, и видимо, стремятся продать его на пике интереса», — отметили в ИК «Финам».

«Сейчас перед потенциальным покупателем открываются любопытные перспективы, и потому можно говорить, что время для продажи выбрано оптимальное. Стоимость контрольного пакета будет зависеть от многих факторов, в том числе и от успешного размещения облигационного займа, и, видимо, будет находиться где-то на уровне $50-60 млн.», — добавили аналитики инвестиционной компании.

В одной из инвестиционных компаний Челябинска считают, что «фонды добились, чего хотели, — увеличили капитализацию практически за год, хотя планировали увеличить еще раза в два, но по итогам трех лет, а не одного года». По мнению специалистов, актив компании может быть интересен сетям вроде «Дикси», «быть, что называется, в кассу».

«Акционеры, которым принадлежала «Незабудка», уже исчерпали свой реальный внутренний потенциал по развитию этой сети. Она давно уже находилась в «замороженном» состоянии, не было активных изменений», — заявил УрБК директор по развитию торговой сети «Теорема» Алексей Шестаков.

По мнению А. Шестакова, решено было продать бизнес, потому что он «выдохся» и стал не интересен. В то же время покупка актива может быть очень выгодной с точки зрения покупателя. «Все, что связано с питанием и лекарствами, всегда выгодно, потому что люди всегда будут есть и болеть. Думаю, уже были переговоры с какими-то московскими сетями», — отметил А. Шестаков.

Говоря о возможном изменении ситуации на региональном рынке сетевой розницы в связи с возможным приходом нового игрока, эксперт оценил его как неоднозначное: это может и помочь местным компаниям, и помешать. «Обычный инвестор может повлиять даже в положительном плане, потому что не факт, что тот, кто вложит деньги, сможет «поднять» сеть. А если это будет покупатель, связанный с розничной торговлей, тем более с таким же форматом, имеющий ресурсы и наработанные технологии, то это затронет многих. Позиционирование такого покупателя на челябинском рынке все равно будет происходить за счет кого-то», — высказал мнение А. Шестаков.

Другие материалы по теме: