В Челябинской области будет создана сеть современных логистических центров

Развитие логистической инфраструктуры в ближайшие годы будет одним из приоритетов экономического развития Челябинской области. Об этом было заявлено на прошедшем сегодня в Челябинске совещании, которое организовало областное министерство экономического развития совместно с Челябинской таможней и Южно-Уральской торгово-промышленной палатой. В совещании приняли участие представители Законодательного собрания Челябинской области, компаний-перевозчиков, перевозчиков-декларантов, экспедиторов, сетевые супермаркеты, оптовые фирмы и другие заинтересованные компании.

«Челябинская область обладает колоссальным потенциалом, но логистика у нас практически отсутствует. Реализуя послание президента, мы берем развитие этого направления под свой контроль. Хаотичное развитие логистических рынков закончилось. Пустующему рынку логистики необходимо придать инновационный характер», — заявил на совещании министр экономического развития Челябинской области Юрий Клёпов.

По словам Ю. Клепова, по всем социально-экономическим показателям развития область входит в десятку лидирующих регионов и занимает 7-е место. В число ее торговых партнеров входят 120 стран мира. Но при этом на территории региона расположено всего 495 складов общей площадью 400 тыс. кв. м. И, несмотря на востребованность, отсутствуют логистические центры класса «А» площадью от 70 до 100 тыс. кв.м.

«Все инвесторы и логистические компании, которые хотят развиваться на территории области, должны предоставить нам все свои предложения. А потенциальные земельные участки, на которых могут быть размещены логистические площадки, должны быть собраны в единый пул. Соблюдение взаимных интересов поможет состыковать интересы всех сторон. Поскольку иногда муниципалитеты хотят выйти на этот рынок, но не знают, куда обратиться, а инвесторы не имеют представления о наличии свободных земельных участков. Также местные власти боятся продешевить, но со своей стороны мы постараемся, чтобы земельные участки были использованы с максимальной выгодой для муниципальных образований. На себя мы возьмем административное сопровождение по согласованию документации и интересов таких крупных монополистов, как ЮУЖД и энергетики», — подчеркнул министр.

«В ближайшее время логистическая инфраструктура в Челябинской области будет развиваться в трех направлениях. Это строительство общероссийского логистического центра в Троицке, аэропорту «Баландино», а также центров на въездной окружной дороге Челябинска на четырех трассах по Троицкому, Уфимскому Курганскому и Московскому направлению», — рассказал Ю.Клепов.

«Инвестиции в строительство логистических центров составят от $400 до $600 за 1 кв. м, плюс расходы на землю и согласование. Но для инвесторов это очень привлекательный рынок», — добавил Ю. Клёпов.

«В Челябинской области практически отсутствует профессиональная складская недвижимость», — сообщил на сегодняшнем совещании директор агентства недвижимости «E.R.A.» Сергей Еремеев.

По словам С. Еремеева, дальнейшему развитию логистических центров в регионе мешает отсутствие анализа состояния этого рынка. По предварительным данным, в Челябинской области насчитывается примерно около 1 млн. кв. м складской недвижимости. Но эта цифра настолько условна, что она может варьироваться в пределах плюс-минус 500 тыс. кв. м. «Отсутствие официальных данных мешает пониманию того, в каком направлении этот рынок движется сейчас и как он будет развиваться дальше», — считает С. Еремеев.

«Такая ситуация сдерживает приход в Челябинскую область таких крупных торговых операторов федерального и международного уровня, как «Ашан», «Медиа Маркт». Для крупных гипермаркетов необходима торговая площадка в 10-12 тыс. кв.м. Из них 5-6 тыс. кв.м. отводятся под торговый склад», — добавил С. Еремеев.

О необходимости увеличения объемов складских площадей говорили и представители теможенных структур.

«Ежегодно на протяжении последних 5 лет объемы товаров, которые проходят через таможню на территории Челябинской области, возрастают на 20-25%. В то же время в регионе имеется только 3 склада временного хранения. Один из них расположен в аэропорту «Баландино», второй склад находится на станции «Челябинск-Грузовой» и принадлежит инвестиционной компании «Норма», третий склад — Южно-Уральской внешнеэкономической компании — базируется в районе станции «Челябинск-Главный». При этом площадь склада «Нормы» составляет 2 700 кв. м, склада Южно-Уральской внешнеэкономической компании» — 650 кв. м», — сообщил начальник Челябинской таможни Юрий Ладыгин.

«Если за I квартал 2006 г. на этих двух основных челябинских складах было размещено порядка 5 тыс. т грузов, то за аналогичный период текущего года — уже более 10 тыс. т. Затаренность складов привела к тому, что в последние три недели они отказываются принимать и размещать грузы. В результате товары вынуждены длительное время находиться в зоне таможенного контроля. Такой простой означает для собственника дополнительные расходы за пользование подвижным составом и транспортом», — рассказал Ю. Ладыгин.

«Таможенные посты, которые обслуживают эти терминалы, находятся не в самом хорошем состоянии. Если такая ситуация продлится еще 1,5-2 года, то Челябинская таможня захлебнется этими грузами и не сможет выполнять свои обязательства. Поэтому вопросы по строительству логистических комплексов и складов временного хранения на территории области необходимо решать как можно быстрее», — добавил Ю. Ладыгин.

Представитель областного парламента обратил внимание собравшихся на роль властных структур в реализации планов по созданию современной логистической инфраструктуры а Челябинской области.

«Челябинская область имеет все предпосылки для создания региональной логистической системы. В связи с увеличением грузопотока спрос на логистические услуги гораздо выше предложения», — заявил председатель комитета Законодательного собрания Челябинской области по экономической политике Семен Мительман.

«Сейчас проблеме логистики стало уделяться внимание на государственном уровне. Создание логистической системы принесет пользу не только предприятиям, но и регионам. Однако наличие государственной поддержки инвестиционной деятельности является важным, но не решающим фактором при создании логистических комплексов. Для поддержания позитивной тенденции формирования цивилизованного рынка в сфере логистики необходимо сократить административные барьеры, упростить процедуры принятия решения по строительства объектов. Главные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, — это высокая стоимость и длительность процедуры оформления земельных участков и разрешительной документации. Эти факторы увеличивают срок окупаемости проекта. Ни для кого не секрет, что подготовка площадки занимает 2 года, а это достаточно большой срок. Окупаемость строительства логистического центра, по нашим подсчетам, составляет 7-8 лет. А вот складские помещения в центре Челябинска надо убирать. Строительство логистических центров снимет эту нагрузку с города», — отметил С. Мительман.

По словам С. Мительмана, в создании логистических систем ключевая роль отведена муниципалитетам, которые должны быть не наблюдателями этого процесса, а активными участниками. А вот решение таких вопросов, как низкий уровень транспортно-складских технологий, технического оснащения и непрозрачность бизнеса, напрямую зависит от бизнес-сообщества. Задача власти — создать нормативно правовую базу для развития логистических центров. Это Положение о логистических центрах, правила обработки грузов, обязательное страхование грузов, инвестиционные льготы.

«Если все сейчас услышат, что заниматься созданием логистических центров очень выгодно и начнут их «шлепать», то это получится антибизнес. Поэтому задача министерства экономического развития — рационально разместить, совместно с муниципалитетами, логистическую сеть и быть регуляторами этого вида экономической деятельности», — добавил С. Мительман.

Итогом совещания стала договоренность о том, что минэкономразвития Челябинской области совместно с муниципальными образованиями создаёт базу данных земельных участков под логистические центры и одновременно формирует пул логистических компаний-инвесторов, претендующих на их освоение. Распределение участков будет осуществляться через аукционы. Победителями становятся компании, предложившие наиболее выгодные условия, им будут предложены различные формы государственной поддержки.

Другие материалы по теме: