Реализация местной сельхозпродукции: проблемы и пути выхода

Ситуацию, которая сейчас сложилась на рынке реализации сельскохозяйственной продукции, можно смело охарактеризовать как критическую. Об этом заявил начальник отдела координации деятельности КФХ министерства сельского хозяйства Челябинской области Игорь Кушниренко на круглом столе «Продвижение высококачественной продукции местных товаропроизводителей на региональные рынки». По его словам, эта проблема носит не столько экономическую, сколько социальную окраску, потому что судьба тысяч людей зависит от условий и возможностей произвести продукцию и ее реализовать.

По словам первого заместителя министра сельского хозяйства Челябинской области Александра Завалищина, личные подсобные хозяйства за последние полтора года получили почти 700 млн. руб. и на 100% освоили выделенные средства. «Но в нынешних условиях, к сожалению, произвести продукцию оказалось проще, чем попытаться выгодно реализовать ее», — констатирует он.

«Ярким примером продвижения высококачественной продукции является ярмарка, когда сближается товаропроизводитель и конкретный покупатель, но ярмаркой всю торговлю не закрыть. У нас производится сельхозпродукции на 16 млрд., и мы должны каким-то образом продать ее так, чтобы был баланс объема произведенной продукции и успешной ее реализации. Сегодня эта схема полностью находится в руках частников, есть торговые сети со своими порядками, становится меньше оптовых покупателей, потому что многие переработчики сами берут землю и производят сырье. Сельским производителям возвращается только треть от рыночной цены их продукции, и это неправильно. Разрешение накопленных проблем требует нового подхода», — отметил А. Завалищин.

По мнению участников круглого стола, выходом из сложившейся ситуации может стать создание сельскохозяйственных кооперативов.

«Помочь реализовать сельхозпродукцию — это, по сути, приоритетная национальная задача. У данной категории производителей отсутствует инфраструктура для решения этой проблемы. Этой инфраструктурой могут быть сельскохозяйственные потребительские кооперативы», — пояснил И. Кушниренко.

«Задача тех кооперативов, которые сейчас создаются, — выйти со своей продукцией на муниципальный рынок. Это первый уровень, и мы тут уже имеем небольшой опыт. Но здесь наши возможности ограничены. Тот объем, который востребован на уровне районов, недостаточно велик, чтобы решить проблему кардинально. Поэтому мы стараемся продвигать продукцию на крупнейших секторах рынка — в Челябинск, Магнитогорск, Златоуст. В городах возникают требования к презентабельности продукции, запросы сетевых магазинов и учреждений торговли очень высоки. В связи с этим логически выстраивать систему кооперации, которая будет вести сбор продукции у населения, осуществлять подготовку полуфабрикатов. Первый шаг — сельские хозяйства создают кооператив, который ведет торговлю на муниципальных рынках. Вторая задача — создать условия для работы областного кооператива второго уровня. Как показывает бизнес-план, на это потребуется 2 млн. руб.», — сообщил И. Кушниренко.

Председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Агроказна» Сергей Хабин в числе основных проблем называет отсутствие квалифицированных кадров в данной сфере.

«В области практически нет ни одного человека, который на профессиональном уровне обладал бы всеми необходимыми знаниями, поэтому необходимо принять программу подготовки руководителей сельскохозяйственных кооперативов за счет бюджетных средств с учетом зарубежного передового опыта. Нужно создать постоянно действующий учебно-консультационный центр сельскохозяйственной потребительской кооперации Челябинской области», — отметил С. Хабин.

«Второе предложение касается организации рынка. Вести речь о кооперативных рынках можно будет только тогда, когда на них будет что продавать, поэтому начинать надо с переработки», — полагает он.

«Нам необходима государственная субсидия на создание кооперативов по переработке сельхозпродукции», — соглашается с ним исполнительный директор кредитного кооператива «Уральский Злак» Зинаида Соловотулина.

«Сегодня опять получается, что личное подсобное хозяйство работает, но государство не помогает нам с реализацией продукции», — отметила она.

«Если средства на создание кооперативов второго уровня выделять как новый кредит, то мы вынуждены будем делать наценку на продукцию, чтобы расплатиться по процентам», — отметила З. Соловотулина.

По мнению заместителя министра экономического развития Челябинской области Игоря Лашманова, государственное вмешательство требуется при продвижении продукции сельхозпроизводителей в торговые сети.

«Это беда не только мелких товаропроизводителей и подсобных хозяйств. Этот вопрос надо решать на государственном уровне, потому что действующее законодательство не позволяет нам вмешиваться в деятельность торговых сетей», — подчеркнул И. Лашманов. «В свою очередь, мы поддерживали и будем поддерживать кредитные кооперативы. В этом году у нас два кооператива получили гранты по 600 и 400 тыс., возможно, в дальнейшем эти суммы будут увеличены, потому что практика показала эффективность данного вида господдержки», — заявил И. Лашманов.

«Также у нас из года в год увеличиваются объемы финансирования на поддержку малого и среднего предпринимательства, одно из направлений — компенсация процентной ставки по кредитам. Я думаю, что надо активнее этим пользоваться», — добавил заместитель министра.

Другие материалы по теме: