Финансовая поддержка ЦБ РФ стабилизировала ситуацию на рынке рублевого долга

Возникшие в августе проблемы с денежной ликвидностью на мировом кредитном рынке, обусловленные неплатежами по американским ипотечным ценным бумагам высокого уровня риска, довольно быстро докатились и до российского финансового рынка. Банки-нерезиденты начали выводить средства из российских активов для «подпитки» испытывающих финансовые трудности материнских компаний. Бегство капитала вызвало резкое падение свободной ликвидности у отечественных банков. Стоимость однодневных рублевых кредитов во второй половине августа достигала 10-12% годовых. В этой связи Банк России предпринял ряд мер, направленных на расширение возможностей по получению кредитными организациями рефинансирования, что помогло им «пережить» пик кризиса.

Самой неожиданной помощью финансовому рынку со стороны ЦБ РФ был его выход на вторичные торги государственных ценных бумаг в последнюю декаду сентября, где он в значительных объемах выставлял заявки на покупку на 1-2% выше рынка.

Мировой кризис ликвидности и российский облигационный рынок

Август текущего года стал первым провальным месяцем за последний год практически для всех секторов долгового рынка. Проблемы с ликвидностью в мировом масштабе и кризис на американском ипотечном рынке заставляли мировых инвесторов «бежать в качество», т.е. продавать рискованные активы и перекладывать средства в казначейские облигации США, как наиболее надежные финансовые инструменты. Основным результатом стало удорожание риска — инвесторы стали требовать за риск большую цену, что выразилось во всеобщем расширении спрэдов. Государственные валютные облигации большинства стран, в том числе и России, расширили спрэд к американским казначейским облигациям, которые выступают базовым активом в мировом масштабе, а рублевые корпоративные бумаги, в свою очередь, расширили спрэды к государственным облигациям (ОФЗ).

Поскольку основным негативным фактором был внешний — проблемы на ипотечном рынке США и снижение ликвидности на мировом рынке, выразившееся в росте процентных ставок, в частности ставок LIBOR, то и основными продавцами на внутреннем долговом рынке выступали, прежде всего, нерезиденты. Отечественные же игроки в определенной степени оказывали поддержку бумагам, выставляя острожные заявки на покупку. Хотя в целом активность торгов в августе снизилась, что свидетельствовало о не особом желании участников рынка расставаться с российскими бумагами.

Тем не менее, российский финансовый рынок был вынужден «подчиниться» общемировой негативной тенденции — ставки внутреннего денежного рынка взлетели вверх, обороты на аукционах прямого репо с ЦБ РФ достигли исторических максимумов, а котировки акций и облигаций стали активно снижаться.

В течение первых двух декад сентября на российском долговом рынке сохранялась негативная тенденция, сформировавшаяся еще в августе. Однако если ранее инициаторами падения выступали иностранные инвесторы, выводившие средства с рублевого долгового рынка, то в сентябре снижение шло уже без особых объемов, и было обусловлено отсутствием должного количества покупателей, что даже на фоне незначительных по объему заявок на продажу приводило к проседанию цен большинства облигаций.

Российские игроки, истратив в августе большую часть своих свободных рублевых ресурсов на поддержание рынка, в сентябре не могли уже выступать в качестве активных покупателей. К тому же в этот период еще не было до конца понятно, насколько может быть сильно влияние кризиса на ипотечном рынке в США на экономику этой страны и на мировой финансовый рынок в целом. Поэтому вставать в покупку без каких-либо позитивных «толчков» участники рынка не решались, наблюдая за развитием событий и ожидая возврата ликвидности.

Стабилизирующая роль Центральных банков

Как мировые центральные банки пытались помочь предотвратить некоторые из негативных потрясений на финансовых рынках своих стран посредством вливания ликвидности и снижения ставок, так и Банк России оказывал поддержку внутри страны. В конце августа Банк Англии предоставил кредиты коммерческим банкам на сумму 314 млн. фунтов стерлингов из постоянного резерва по ставке 6,75% годовых. Европейский центральный банк в ответ на резкое увеличение спроса на денежные средства выдал банкам кредиты на 94,8 млрд. евро под 4% годовых, чтобы несколько ослабить нехватку средств.

В свою очередь Федеральная резервная система США в середине августа, когда кризис на рынке кредитования усилился, снизила учетную ставку с 6,25% до 5,75% годовых, а также увеличила срок заимствования с 1 до 30 дней, при этом базовая ставка оставалась неизменной до очередного заседания. Оправдав надежды участников рынка, Комитет по открытым рынкам 18 сентября снизил базовую процентную ставку «овернайт» сразу на 0,5 процентного пункта — до 4,75% годовых, а учетную ставку — еще на 0,5 процентного пункта — до 5,25% годовых.

Российский же Центробанк в сентябре предоставил банкам рекордный объем ломбардных кредитов — на 5,933 млрд. руб., то есть почти столько же, как за весь 2006 год (6,121 млрд. рублей). В августе этот вид рефинансирования также пользовался повышенным спросом у банков, начавших испытывать трудности с ликвидностью — были привлечены кредиты на 2,976 млрд. рублей. В результате за эти два месяца ЦБ РФ предоставил ломбардных кредитов больше, чем за предыдущие семь месяцев 2007 года и весь 2006 год вместе взятые.

Самой неожиданной помощью финансовому рынку со стороны ЦБ РФ стал его выход на вторичные торги ОФЗ в последнюю декаду сентября. Когда в банковском секторе были большие сложности с денежной ликвидностью, на торгах в госсекции стали появляться заявки на покупку на 1-2% выше рыночных. Это были не формальные заявки, а реальные, по которым стали совершаться сделки большого объема. Сначала покупки преобладали в самых «длинных» выпусках — ОФЗ серий 46020 и 46018, затем и в «менее длинных» (46014, 46017, 46021, 25059). В ходе такой интервенции, по оценкам самого Центробанка, на вторичном рынке рублевого госдолга было выкуплено бумаг на 46 млрд. руб. Незадолго до этого министр финансов Алексей Кудрин сделал заявление о том, что ЦБ РФ и правительство готовы поддерживать уровень ликвидности на рынке.

Кроме того, Банк России с 5 октября снизил на две ступени требования к рейтингу эмитентов, ценные бумаги которых он сможет включать в ломбардный список. При этом он включил в ломбардный список ценные бумаги эмитентов, которым присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одним из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже «В+» по классификации Standard & Poor's или Fitch Ratings, либо «В1» по классификации агентства Moody's Investors Service.

Начиная с 11 октября, Банк России на три месяца снизил нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ с 4% до 3%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций с 4,5% до 3,5%.

Рынок рублевых долговых обязательств начал расти под влиянием оказанной господдержки

Помимо положительной динамики котировок рублевого госдолга, меры Центробанка РФ способствовали формированию позитивных тенденций и в других секторах. Ставки на денежном рынке в середине октября упали до относительно комфортных уровней, а налоговые выплаты в конце месяца проходили менее напряженно, чем в сентябре, и тем более чем в августе.

Поддержка ЦБ РФ суверенных бумаг позволила некоторым «голубым фишкам» корпоративного сегмента, идущим вслед за базовыми активами (ОФЗ), частично отыграть потерянные в августе — первой половине сентября позиции. Однако этого было недостаточно, чтобы по итогам месяца закрыться в плюсе. Этой чести в первый месяц осени удостоились лишь несколько выпусков долговых бумаг, среди которых «ЛОМО-3» (рост за месяц составил 3,17%), «Евросеть-2» (+1,71%), «МГТС-5» (+1,01%).

Однако в октябре ситуация продолжила улучшаться и уже большая часть облигаций завершила месяц в положительной зоне.

Долговой рынок очень позитивно воспринял расширение ломбардного списка ЦБ РФ, и 9-10 октября можно было наблюдать существенный рост котировок большинства выпусков корпоративных облигаций. Ценовой индекс RUXCbonds-P за два торговых дня вырос на 0,32%. После чего последовала отрицательная коррекция цен, в результате которой ценовой индекс за два дня практически вернулся на прежний уровень.

Всю третью неделю октября рынок постепенно восстанавливал утраченные позиции. В этот период отмечалось значительное оживление нерезидентов в наиболее надежных и недооцененных выпусках «второго-третьего эшелонов», в то время как российские инвесторы в основном покупали облигации «первого эшелона». Активизации покупателей способствовали меры принятые правительством и Центробанком, а также заявления властей о существенном позитивном вливании на финансовый сектор, которое окажет в ближайшее время рост бюджетных расходов, традиционно приходящийся на конец года.

После недельного ралли наступил период налоговых выплат, который частично остудил пыл игроков на повышение, в результате чего активность участников торгов заметно снизилась, а котировки рублевых корпоративных облигаций уже не имели ярко выраженной динамики. Лишь в последние дни месяца можно было наблюдать некоторое оживление долгового рынка, когда инвесторы стали проявлять интерес к рублевым бондам, благодаря чему конец месяца для рынка прошел на мажорной ноте.

Таким образом, по итогам октября ценовой индекс RUXCbonds-P впервые с июля вырос на 0,92% — до 111,6 пункта, а индекс полной доходности RUXCbonds поднялся на 1,61% — до 215,58 пункта. Лидерами повышения курсовой стоимости стали облигации «НИКОСХИМ-2», средневзвешенная цена которых выросла за месяц на 3,06%, «ХКФБ-4» (+2,27%), «МОЭСК-1» (+2,19%), «Метзавод Серова-1» (+2,11%), «Интегра Финанс-2» (+2,06%), «Северо-Западный Телеком» (+1,84%).

Оживление первичного рынка корпоративных облигаций

В сентябре при неблагоприятной конъюнктуре рынка прошло всего два первичных размещения корпоративных эмитентов на общую сумму 3,5 млрд. руб. В октябре в корпоративном сегменте долгового рынка первичные размещения провели уже 9 эмитентов на общую сумму 25,5 млрд. руб.

Из всех размещений наиболее интересными стали четыре. Так, 10 октября банк «ВТБ-24» полностью разместил четырехлетние облигации 1-й серии на 6 млрд. руб. В ходе конкурса по определению ставки 1-го купона было подано 40 заявок. Спрос превысил предложение на 58% и составил 9,455 млрд. руб., заявки подавались со ставками купона в диапазоне 8-8,5% годовых. Ставка 1-го купона была определена на конкурсе в размере 8,2% годовых. Россельхозбанк (РСХБ) в этот же день также полностью разместил десятилетние облигации 4-й серии на 10 млрд. руб. Ставка 1-го купона облигаций РСХБ была определена на аукционе при размещении в размере 8,2% годовых.

По мнению участников долгового рынка, существенная часть обоих выпусков ушла не в рынок, а была выкуплена организаторами размещения и аффилированными лицами. По их мнению, объем, который достался рыночным инвесторам, не превысил 10-20% размещавшихся выпусков, поэтому доходность, которая сложилась на этих аукционах, вряд ли стоит воспринимать как ориентир для размещения других эмитентов. Из-за того, что не было точной информации относительно того, кто выкупил основную часть облигаций «ВТБ-24» и РСХБ, данные размещения практически никак не отразились на вторичном рынке.

Банк «Московское ипотечное агентство» (МИА) 11 октября полностью разместил ипотечные бумаги 4-й серии объемом 2 млрд. руб. Спрос на аукционе составил 2,15 млрд. руб. Ставка 1-го купона была определена на конкурсе при размещении в размере 9% годовых. Бумаги МИА станут первыми ипотечными долговыми бумагами в России, выпущенными не через SPV-компанию, а непосредственно банком, что дает инвесторам юридические преимущества, связанные с порядком требований.

И наконец последнее интересное размещение для рынка — банк «Тинькофф кредитные системы» (ТКС банк) в ходе размещения дебютных облигаций 23 октября смог разместить лишь около 18% выпуска. Ставка 1-го купона облигаций была определена в размере 18% годовых — это рекордно высокая доходность для российского рынка за последние годы. Аналитики долгового рынка считают, что даже такая высокая ставка является недостаточной компенсацией риска, который несут держатели облигаций «ТКС банка».

Компания в принципе могла бы осуществить успешный заем в июне-июле, когда рынок был «перегрет», и многие закрывали глаза на кредитное качество эмитентов и просто «покупали доходность». Сейчас ситуация изменилась: достаточно много относительно «хороших» бумаг можно купить под хорошую доходность, поэтому инвесторы стали более строже подходить к кредитному качеству.

Статья подготовлена специалистами НАУФОР

Другие материалы по теме: