Госдума во втором чтении приняла поправки в закон об ОСАГО

Госдума приняла во втором чтении ряд поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).

Согласно поправкам, владельцу автомобиля в случае ДТП разрешено обратиться с требованием о выплате ущерба к своей страховой компании, а не к страховщику водителя, по чьей вине произошла авария. Кроме того, при размере ущерба, не превышающего 25 тыс. руб., для оформления ДТП можно не вызывать сотрудников ГИБДД.

В случае причинения вреда жизни и здоровью предполагается ввести лимит выплаты на уровне 160 тыс. руб. на каждого потерпевшего, при этом будет отменено ограничение в 240 тыс. руб. на всех пострадавших.

Как сообщил УрБК заместитель директора по продажам Челябинского филиала компании Росгосстрах Сергей Блинов, внесение ряда поправок было инициировано страховым сообществом. «Мы с самого начала говорили о том, что лимит выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, недостаточен. В значительной степени поэтому доля выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью так низка в общем объеме выплат по ОСАГО (на сегодняшний день она составляет 1-2%). Кроме того, установленный законом лимит не позволяет получать достойные выплаты участникам крупных аварий, когда пострадавшими становятся десятки людей», — отметил он.

«Размер выплат по жизни и здоровью должен сравняться с европейским. Но для этого недостаточно только вышеупомянутой поправки — необходимо еще внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс. Мы очень надеемся, что эти поправки будут приняты. Кроме того, депутаты сейчас активно обсуждают и возможность серьезного увеличения страховых выплат пострадавшим в авиакатастрофах, а это означает, что процесс постепенно сдвинулся с мертвой точки», — полагает С. Блинов. «Что касается поправки о прямом урегулировании убытков своих клиентов по ОСАГО, то мы и еще несколько компаний в стране уже в состоянии обеспечить это. Речь идет о том, что не более5 % членов РСА уже сегодня технически готовы к прямому урегулированию. Я подчеркиваю — технически. Потому что даже закон не решит всех правовых проблем, связанных с переходом к прямому урегулированию — потребуется еще ряд нормативных актов, включая, в том числе, изменения в законодательстве, прежде всего, в налоговом», — отметил С. Блинов.

«Да и одномоментное введение прямого урегулирования мало что изменит в нынешней ситуации и явно опережает время. В Европе к этому шли десятилетиями, постепенно, по мере готовности, вовлекая в этот процесс страховые компании, и я считаю, что такой эволюционный подход является самым разумным», — добавил он. По мнению С. Блинова, еще одна поправка — оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД — приведет к росту убыточности на 10-15%. «За время, прошедшее с момента возникновения темы европротокола, страховое сообщество пока так и не услышало ответов, как в этих условиях бороться со всплеском мошенничества, который последует за введением европротокола. Мы неоднократно говорили о том, что любые изменения в законодательстве, которые ведут к увеличению убыточности, должны сопровождаться соответствующей корректировкой тарифов не просто параллельно, но в упреждающем режиме. Однако наши пожелания, к сожалению, не слышны в коридорах власти», — отметил С. Блинов.

Как полагает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, поправки к закону об ОСАГО могут способствовать укрупнению игроков на страховом рынке путем слияний и поглощений, поскольку только крупные игроки смогут эффективно получать деньги с контрагентов.

Кроме того, по мнению эксперта, обращение страхуемых в случае ДТП к собственной компании, по сути, должно подтолкнуть страховые компании к более интенсивной выработки цивилизованных правил взаимодействия, но и сами компании вынуждены будут занять более лояльные позиции по отношению к своим клиентам.

«В целом поправки к закону об ОСАГО вызваны правоприменительной практикой, выявившей недоработки закона, и приближают закон к европейским стандартам», — заключает В. Сергиевский.

Другие материалы по теме: