Аналитики: Для предотвращения банковского кризиса необходимо наличие широкого инструментария поддержки финансовой системы
Центральный Банк России пока успешно справляется с задачей предоставления коммерческим банкам дополнительной ликвидности, т.е. необходимых денежных ресурсов для осуществления всех банковских операций. Но у инвесторов и кредиторов, в том числе обычных граждан-вкладчиков, неизбежно возникает вопрос, что будут делать денежные власти, если ситуация заметно ухудшится. По мнению аналитиков, было бы неправильно откладывать принятие насущных мер, связанных не столько с финансовыми вливаниями в банковскую систему, сколько с корректировкой правил игры, причем делать это нужно как можно раньше — до того момента, когда это станет совершенно необходимым. Рассмотрим более подробно сложившуюся ситуацию в банковском секторе и попытаемся оценить, насколько она контролируема и стоит ли опасаться банковского кризиса.
Выплаты по внешнему долгу
Неблагоприятная ситуация на международных финансовых рынках, выражающаяся в повсеместном ужесточении требований к заемщикам и соответствующем повышении процентных ставок, существенным образом ограничивает возможности для рефинансирования ранее сделанных займов на мировых рынках как российскими банками, так и предприятиями.
В 2008 году российские компании должны будут погасить перед иностранными кредиторами долги и проценты на общую сумму около $110 млрд., из которых $38 млрд., по подсчетам компании Barclays Capital, приходится на обязательства коммерческих банков. В нынешней ситуации рефинансирование этих обязательств для крупнейших заемщиков среди государственных компаний, скорее всего, пройдет без особых проблем, а вот многие частные заемщики могут столкнуться с большими проблемами.
В такой ситуации самым главным для монетарных властей является аккуратное управление всей банковской системой, так как она продолжит оставаться устойчивой до тех пор, пока сохраняется доверие российских кредиторов, и прежде всего - вкладчиков. И пока Центральный банк России с этой задачей справляется успешно.
Ожидаемый объем погашений (и, соответственно, отток ликвидности) составляет около 50% всех ликвидных активов банковского сектора (включая требования к ЦБ РФ и иностранным банкам, а также вложения в долговые ценные бумаги). Однако главная проблема состоит в том, что эти ликвидные активы крайне неравномерно распределены в банковской системе и сосредоточены преимущественно у Сбербанка. Возникновение проблем даже у отдельных банков, если у Центробанка не будет возможности быстро купировать кризис, может распространиться на другие банки, как показал опыт 2004 года.
При этом значительный приток ликвидности, возникающий за счет положительного сальдо торгового баланса (в среднем около $6 млрд. в месяц, по данным за первые 9 месяцев 2007 года), довольно быстро изымается из банковской системы за счет налогообложения и оседает в стабилизационном фонде, прирост которого в 2007 году составлял в среднем 125 млрд. рублей (порядка $5 млрд.) в месяц.
Примечательно, но большая часть погашений должна будет производиться крупнейшими банками, так как именно они являются самыми крупными заемщиками на мировых рынках (большинство средних и, тем более, мелких банков таких займов не имеют) и именно крупнейшие банки обслуживают наиболее активных заемщиков на мировых рынках среди компаний нефинансового сектора экономики.
Эта ситуация разительным образом отличается от привычной для последнего времени, когда проблемы с ликвидностью были более характерны для небольших банков, для многих из которых главным риском остается необходимость досрочного погашения обязательств, возникающая вследствие оферты по выпущенным рублевым облигациям.
Опыт соседнего Казахстана показывает, какие неблагоприятные явления могут последовать из-за невозможности рефинансирования внешних обязательств, так как для экономики даже незначительное снижение темпов роста кредитного портфеля может оказаться очень болезненным. Однако Казахстан дает и пример активной государственной политики по разрешению кризиса и использования всех государственных фондов, включая даже прямую поддержку строительной индустрии.
Рефинансирование через РЕПО
В настоящий момент Центробанк активно занимается рефинансированием банков через механизм обратной покупки ценных бумаг, входящих в ломбардный список ЦБ. Объемы предоставляемых кредитов превышали осенью 2007 года 290 млрд. рублей. Однако данный механизм, по сути, не увеличивает как таковой объем денежных средств в банковской системе (так как в процессе такого кредитования ЦБ предоставляет ликвидность именно под залог ликвидных активов). Он больше содействует стабильности на рынке ценных бумаг (если бы банки начали продавать облигации, то произошло бы резкое падение их цен и рост доходности), но не обеспечивает притока свежих средств в банковскую систему.
Центральный банк, хотя по закону и имеет возможность размещать средства в коммерческих банках, не делает этого, помня о негативном опыте 1998 года, и предпочитает обеспечивать ликвидностью банки через механизмы РЕПО (предоставление денежных средств под залог ценных бумаг). В силу сложившейся структуры рынка большая часть средств достается Сбербанку и ВТБ, которые уже в свою очередь перераспределяют их среди коммерческих банков. Однако существуют пределы использования госбанков для целей макроэкономического регулирования, особенно учитывая, что и Сбербанк, и ВТБ являются публичными банками, акционеры которых заинтересованы в развитии коммерческих операций банков.
Стоит отметить, что в отличие от 2004 года, когда ЦБ РФ мог пойти на быстрое и значительное снижение норм обязательного резервирования (тогда это, в определенной мере, помогло нормализовать ситуацию), в текущем году данный инструментарий намного менее эффективен. Уровень ставок резервирования, хотя и вырос после недавних действий ЦБ по повышению норм резервирования, в целом имеет незначительный потенциал для снижения, что дает возможность предоставить банковской системе сравнительно небольшие средства.
Пока Центробанк довольно успешно справляется с задачей предоставления банкам дополнительной ликвидности, но значительные объемы осуществляемых операций имеют и обратную сторону - возможности дальнейшего наращивания операций РЕПО ограничены в силу ограниченности самого рынка активов, входящих в ломбардный список ЦБ. По оценкам экспертов, с учетом поправочных коэффициентов Центробанк может предоставить российским банкам через операции РЕПО не более $30 млрд. Неизбежно у инвесторов и кредиторов возникает вопрос, что будут делать денежные власти, если ситуация заметно ухудшится.
Расширение способов рефинансирования как решение ряда проблем
На данной стадии пока еще рано говорить о кризисных явлениях, однако очень важно заранее обеспечить повышение гибкости инструментов рефинансирования за счет введения новых механизмов предоставления денежных ресурсов банковской системе.
Кредитный кризис уже привел к проблемам рефинансирования коммерческими банками ипотечных кредитов через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое не может при нынешней конъюнктуре размещать облигации на российском рынке на приемлемых условиях. В то же время, пенсионные накопления, которые во всех странах мира являются ведущим инструментом рефинансирования ипотеки, в России пока не могут быть инвестированы в ипотечные бумаги АИЖК, так как государство не гарантирует обязательств по облигациям агентства.
Одним из возможных решений, по мнению аналитиков, могло бы стать расширение инвестиционной декларации государственной управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений граждан, в качестве которой выступает Внешэкономбанк (ВЭБ). Включение облигаций АИЖК в портфель Внешэкономбанка позволило бы одновременно увеличить доходность пенсионных накоплений, обеспечило бы новый приток ликвидности банкам и заодно решило бы проблему с накоплением нерефинансируемых ипотечных кредитов на балансах коммерческих банков.
Частные управляющие компании, также занимающиеся инвестированием средств пенсионных накоплений, имеют право размещать часть средств на срочных депозитах в коммерческих банках, в то время как ВЭБ имеет право размещать там только текущие счета, что приводит, безусловно, к снижению доходности управления активами, сокращению срочности предоставляемых банкам ресурсов. Данный канал предоставления ликвидности мог бы обеспечить дополнительные 50-70 млрд. рублей кредитных ресурсов.
Еще одной мерой по предоставлению ликвидности экономике и оживлению внутреннего облигационного рынка могло бы стать расширение числа инструментов, в которые может инвестировать пенсионные накопления ВЭБ, а также иные государственные фонды, в частности, за счет облигаций компаний с высокими кредитными рейтингами. Эти ресурсы могли бы улучшить перспективы крупных облигационных размещений в России для ряда компаний с государственным участием с целью рефинансирования международных обязательств.
В более широком контексте могут быть рассмотрены меры по введению практики размещения временно свободных бюджетных и внебюджетных средств на депозитах в коммерческих банках при условии прозрачности процедуры выделения таких ресурсов и обеспечения контроля за кредитными рисками.
Действия на опережение
Если иностранные кредиторы и инвесторы будут знать, что рефинансирование наиболее важных долгов будет возможно за счет использования разных инструментов (а не только займов на внешних рынках), объем доступного внешнего капитала увеличится. По мнению экспертов, инвесторы очень неохотно одалживают деньги на проекты, которые без этих денег потерпят фиаско, а разнообразие возможностей рефинансирования всегда повышает предложение ресурсов и снижает их стоимость.
В данном случае казахстанские власти также дают России урок: в течение длительного времени денежные власти Казахстана полагали, что инвесторов хорошо успокаивают заверения, что «кризиса нет, и не будет». Это, однако, только порождало опасения того, что власти не видят проблем (хотя те, конечно, все видели) и, значит, не принимают адекватных мер. В результате риски рефинансирования казахстанских банков заметно выросли, а принятые меры, хотя очень правильные и позитивно воспринятые инвесторами, оказали сравнительно небольшое влияние на ситуацию, поскольку были приняты, «когда пожар уже начался, а не на стадии первого дымка».
России, по мнению аналитиков, также было бы неправильно откладывать принятие насущных мер, связанных в основном даже не столько с финансовыми вливаниями, сколько с изменением правил игры, до поры, когда это станет совершенно необходимым. Именно наличие (пускай даже и неполное использование) широкого инструментария поддержки финансовой системы является лучшим средством минимизации риска того, что этот инструментарий потребуется.
В течение последних нескольких месяцев ЦБ РФ своими действиями давал понять, что он готов активно реагировать на происходящие в мировой финансовой системе события, а последние заявления руководства Центробанка свидетельствуют о намерении и дальше придерживаться активной позиции. Так, выступая на XIX съезде Ассоциации российских банков, председатель Банка России Сергей Игнатьев заявил, что ЦБ РФ готов резко увеличить объем рефинансирования кредитных организаций в условиях сокращения притока частного капитала, который может привести к возникновению проблем с ликвидностью банковского сектора.
Кроме того, глава ЦБ РФ сообщил, что в настоящее время заканчивается разработка аукционного механизма размещения свободных средств федерального бюджета в депозиты коммерческих банков, который предполагается ввести в действие в середине апреля. При этом сумма средств, размещаемая через аукцион, будет определяться в зависимости от дефицита на рынке ликвидности. Таким образом, это должно сглаживать ситуацию в наиболее проблемные периоды, каковыми являются конец каждого месяца и квартала, когда банки перечисляют в бюджет основные налоги.
Материал подготовлен специалистами НАУФОР
Выплаты по внешнему долгу
Неблагоприятная ситуация на международных финансовых рынках, выражающаяся в повсеместном ужесточении требований к заемщикам и соответствующем повышении процентных ставок, существенным образом ограничивает возможности для рефинансирования ранее сделанных займов на мировых рынках как российскими банками, так и предприятиями.
В 2008 году российские компании должны будут погасить перед иностранными кредиторами долги и проценты на общую сумму около $110 млрд., из которых $38 млрд., по подсчетам компании Barclays Capital, приходится на обязательства коммерческих банков. В нынешней ситуации рефинансирование этих обязательств для крупнейших заемщиков среди государственных компаний, скорее всего, пройдет без особых проблем, а вот многие частные заемщики могут столкнуться с большими проблемами.
В такой ситуации самым главным для монетарных властей является аккуратное управление всей банковской системой, так как она продолжит оставаться устойчивой до тех пор, пока сохраняется доверие российских кредиторов, и прежде всего - вкладчиков. И пока Центральный банк России с этой задачей справляется успешно.
Ожидаемый объем погашений (и, соответственно, отток ликвидности) составляет около 50% всех ликвидных активов банковского сектора (включая требования к ЦБ РФ и иностранным банкам, а также вложения в долговые ценные бумаги). Однако главная проблема состоит в том, что эти ликвидные активы крайне неравномерно распределены в банковской системе и сосредоточены преимущественно у Сбербанка. Возникновение проблем даже у отдельных банков, если у Центробанка не будет возможности быстро купировать кризис, может распространиться на другие банки, как показал опыт 2004 года.
При этом значительный приток ликвидности, возникающий за счет положительного сальдо торгового баланса (в среднем около $6 млрд. в месяц, по данным за первые 9 месяцев 2007 года), довольно быстро изымается из банковской системы за счет налогообложения и оседает в стабилизационном фонде, прирост которого в 2007 году составлял в среднем 125 млрд. рублей (порядка $5 млрд.) в месяц.
Примечательно, но большая часть погашений должна будет производиться крупнейшими банками, так как именно они являются самыми крупными заемщиками на мировых рынках (большинство средних и, тем более, мелких банков таких займов не имеют) и именно крупнейшие банки обслуживают наиболее активных заемщиков на мировых рынках среди компаний нефинансового сектора экономики.
Эта ситуация разительным образом отличается от привычной для последнего времени, когда проблемы с ликвидностью были более характерны для небольших банков, для многих из которых главным риском остается необходимость досрочного погашения обязательств, возникающая вследствие оферты по выпущенным рублевым облигациям.
Опыт соседнего Казахстана показывает, какие неблагоприятные явления могут последовать из-за невозможности рефинансирования внешних обязательств, так как для экономики даже незначительное снижение темпов роста кредитного портфеля может оказаться очень болезненным. Однако Казахстан дает и пример активной государственной политики по разрешению кризиса и использования всех государственных фондов, включая даже прямую поддержку строительной индустрии.
Рефинансирование через РЕПО
В настоящий момент Центробанк активно занимается рефинансированием банков через механизм обратной покупки ценных бумаг, входящих в ломбардный список ЦБ. Объемы предоставляемых кредитов превышали осенью 2007 года 290 млрд. рублей. Однако данный механизм, по сути, не увеличивает как таковой объем денежных средств в банковской системе (так как в процессе такого кредитования ЦБ предоставляет ликвидность именно под залог ликвидных активов). Он больше содействует стабильности на рынке ценных бумаг (если бы банки начали продавать облигации, то произошло бы резкое падение их цен и рост доходности), но не обеспечивает притока свежих средств в банковскую систему.
Центральный банк, хотя по закону и имеет возможность размещать средства в коммерческих банках, не делает этого, помня о негативном опыте 1998 года, и предпочитает обеспечивать ликвидностью банки через механизмы РЕПО (предоставление денежных средств под залог ценных бумаг). В силу сложившейся структуры рынка большая часть средств достается Сбербанку и ВТБ, которые уже в свою очередь перераспределяют их среди коммерческих банков. Однако существуют пределы использования госбанков для целей макроэкономического регулирования, особенно учитывая, что и Сбербанк, и ВТБ являются публичными банками, акционеры которых заинтересованы в развитии коммерческих операций банков.
Стоит отметить, что в отличие от 2004 года, когда ЦБ РФ мог пойти на быстрое и значительное снижение норм обязательного резервирования (тогда это, в определенной мере, помогло нормализовать ситуацию), в текущем году данный инструментарий намного менее эффективен. Уровень ставок резервирования, хотя и вырос после недавних действий ЦБ по повышению норм резервирования, в целом имеет незначительный потенциал для снижения, что дает возможность предоставить банковской системе сравнительно небольшие средства.
Пока Центробанк довольно успешно справляется с задачей предоставления банкам дополнительной ликвидности, но значительные объемы осуществляемых операций имеют и обратную сторону - возможности дальнейшего наращивания операций РЕПО ограничены в силу ограниченности самого рынка активов, входящих в ломбардный список ЦБ. По оценкам экспертов, с учетом поправочных коэффициентов Центробанк может предоставить российским банкам через операции РЕПО не более $30 млрд. Неизбежно у инвесторов и кредиторов возникает вопрос, что будут делать денежные власти, если ситуация заметно ухудшится.
Расширение способов рефинансирования как решение ряда проблем
На данной стадии пока еще рано говорить о кризисных явлениях, однако очень важно заранее обеспечить повышение гибкости инструментов рефинансирования за счет введения новых механизмов предоставления денежных ресурсов банковской системе.
Кредитный кризис уже привел к проблемам рефинансирования коммерческими банками ипотечных кредитов через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое не может при нынешней конъюнктуре размещать облигации на российском рынке на приемлемых условиях. В то же время, пенсионные накопления, которые во всех странах мира являются ведущим инструментом рефинансирования ипотеки, в России пока не могут быть инвестированы в ипотечные бумаги АИЖК, так как государство не гарантирует обязательств по облигациям агентства.
Одним из возможных решений, по мнению аналитиков, могло бы стать расширение инвестиционной декларации государственной управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений граждан, в качестве которой выступает Внешэкономбанк (ВЭБ). Включение облигаций АИЖК в портфель Внешэкономбанка позволило бы одновременно увеличить доходность пенсионных накоплений, обеспечило бы новый приток ликвидности банкам и заодно решило бы проблему с накоплением нерефинансируемых ипотечных кредитов на балансах коммерческих банков.
Частные управляющие компании, также занимающиеся инвестированием средств пенсионных накоплений, имеют право размещать часть средств на срочных депозитах в коммерческих банках, в то время как ВЭБ имеет право размещать там только текущие счета, что приводит, безусловно, к снижению доходности управления активами, сокращению срочности предоставляемых банкам ресурсов. Данный канал предоставления ликвидности мог бы обеспечить дополнительные 50-70 млрд. рублей кредитных ресурсов.
Еще одной мерой по предоставлению ликвидности экономике и оживлению внутреннего облигационного рынка могло бы стать расширение числа инструментов, в которые может инвестировать пенсионные накопления ВЭБ, а также иные государственные фонды, в частности, за счет облигаций компаний с высокими кредитными рейтингами. Эти ресурсы могли бы улучшить перспективы крупных облигационных размещений в России для ряда компаний с государственным участием с целью рефинансирования международных обязательств.
В более широком контексте могут быть рассмотрены меры по введению практики размещения временно свободных бюджетных и внебюджетных средств на депозитах в коммерческих банках при условии прозрачности процедуры выделения таких ресурсов и обеспечения контроля за кредитными рисками.
Действия на опережение
Если иностранные кредиторы и инвесторы будут знать, что рефинансирование наиболее важных долгов будет возможно за счет использования разных инструментов (а не только займов на внешних рынках), объем доступного внешнего капитала увеличится. По мнению экспертов, инвесторы очень неохотно одалживают деньги на проекты, которые без этих денег потерпят фиаско, а разнообразие возможностей рефинансирования всегда повышает предложение ресурсов и снижает их стоимость.
В данном случае казахстанские власти также дают России урок: в течение длительного времени денежные власти Казахстана полагали, что инвесторов хорошо успокаивают заверения, что «кризиса нет, и не будет». Это, однако, только порождало опасения того, что власти не видят проблем (хотя те, конечно, все видели) и, значит, не принимают адекватных мер. В результате риски рефинансирования казахстанских банков заметно выросли, а принятые меры, хотя очень правильные и позитивно воспринятые инвесторами, оказали сравнительно небольшое влияние на ситуацию, поскольку были приняты, «когда пожар уже начался, а не на стадии первого дымка».
России, по мнению аналитиков, также было бы неправильно откладывать принятие насущных мер, связанных в основном даже не столько с финансовыми вливаниями, сколько с изменением правил игры, до поры, когда это станет совершенно необходимым. Именно наличие (пускай даже и неполное использование) широкого инструментария поддержки финансовой системы является лучшим средством минимизации риска того, что этот инструментарий потребуется.
В течение последних нескольких месяцев ЦБ РФ своими действиями давал понять, что он готов активно реагировать на происходящие в мировой финансовой системе события, а последние заявления руководства Центробанка свидетельствуют о намерении и дальше придерживаться активной позиции. Так, выступая на XIX съезде Ассоциации российских банков, председатель Банка России Сергей Игнатьев заявил, что ЦБ РФ готов резко увеличить объем рефинансирования кредитных организаций в условиях сокращения притока частного капитала, который может привести к возникновению проблем с ликвидностью банковского сектора.
Кроме того, глава ЦБ РФ сообщил, что в настоящее время заканчивается разработка аукционного механизма размещения свободных средств федерального бюджета в депозиты коммерческих банков, который предполагается ввести в действие в середине апреля. При этом сумма средств, размещаемая через аукцион, будет определяться в зависимости от дефицита на рынке ликвидности. Таким образом, это должно сглаживать ситуацию в наиболее проблемные периоды, каковыми являются конец каждого месяца и квартала, когда банки перечисляют в бюджет основные налоги.
Материал подготовлен специалистами НАУФОР
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Ставки по кредитам в следующем году могут вырасти
- Председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев: Дефицит ликвидности в 2012 году станет ...
- Заместитель управляющего Челябинским филиалом ОАО «Промышленно-строительный ...
- S&P: Российский корпоративный сектор в целом сможет справиться с влиянием с ...
- Директор ООО «Челябинский фондовый интернет центр» группы компаний «АЛОР» А ...