«Челябинский рабочий» и Евгения Репникова сообщают: «Власть опасается «хлебного» бунта. Осталось полтора месяца до окончания соглашения о стабилизации цен на социальные продукты в области»

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила против неэффективных мер государства по ликвидации дисбаланса между резким ростом цен на продукты за последние полгода и ростом доходов социально незащищенных слоев населения. Причины создавшейся ситуации ФНПР и доминировании производителей, по сути создавших монополию: «Свободное ценообразование предприятий-монополистов на продовольственную продукцию в РФ ставит под сомнение конституционные нормы о социальном статусе нашего государства».

За прошедшие полгода продовольственные товары подорожали, как за весь прошлый год. Чтобы остановить рост, власти региона с июня по сентябрь стабилизировали цены на южноуральские продукты. В необходимости государственных законов по регулированию стоимости продовольствия уже не сомневается никто. На вчерашнем заседании Уральского представительства Центра социально-консервативной политики много говорилось о зависимости российских цен от западных. По данным же ФНПР, только за первый квартал 2008 года овощи в странах Евросоюза подорожали на три процента «с копейками», а в России — на 23%. Ситуация с фруктами схожая. По словам чиновников, причина резкого роста — в долгом сдерживании стоимости сельхозпродукции при постоянно растущих ценах на другие товары и услуги. Понятно, что доходы социально незащищенных слоев населения не успевают за такими скачками. Ситуация начинает приобретать политический оттенок. Вполне соизмерим с цифрами, приведенными ФНПР, и рост цен на другие продукты с декабря 2007 года по июнь 2008-го. По данным облстата, на Южном Урале молоко подорожало на 108,55%, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта на 110,8%, картофель на 172,92%, яйца на 96,04%. Для сравнения: цифры инфляции за весь прошлый год (с декабря 2006-го по декабрь 2007-го) примерно те же. Продукты стали дорожать вдвое быстрее.

Кроме монополии, роста стоимости энергетических и прочих ресурсов, долгого сдерживания цен причиной скачков считают более дешевый импорт — он снижает спрос на продукцию отечественного производителя и «вводит в убыток».

— В мае на рынок хлынул беспошлинный поток белорусских продуктов из сухого молока, — говорит депутат Законодательного Собрания области Петр Подгорнов. — Так проблема с продовольственным обеспечением не решается. В 90-х тоже хотели «помочь» населению американскими окорочками. Через пять лет это привело к тому, что в области умерло мясное производство. На рынке остались только «ножки Буша» и продукция соседей-свердловчан.

Участники дискуссии высказывались за введение электронных карточек для малоимущего потребителя. Что касается талонов, о которых идут слухи в народе, то идея, по словам первого вице-губернатора Андрея Косилова, — провальная:

— Это может сработать там, где часть социально незащищенного населения составляет 7-10%. У нас же эта цифра достигает 60-70. В Америке учитель и врач — средний класс, у нас — малообеспеченный. Андрей Косилов и все правительство области выступают за создание продовольственной независимости региона. Необходимо наращивание собственного производства сельхозпродукции одновременно с госрегулированием цен и госкомпенсацией сельского труда.

— По решению губернатора к 2012 году мы должны обеспечивать себя на сто процентов мясом, молоком, овощами, картофелем, - говорит министр сельского хозяйства Иван Феклин. - Сейчас мы «закрываем» около 80% потребности в молоке и мясе. 100% — по зерну.

На дискуссию приехали свердловчане, они создали некий «противовес» Андрею Косилову новыми предложениями. По мнению директора департамента информационной политики губернатора Свердловской области Вадима Дубичева, начинать нужно с изменений в социальной политике. Необходимо перераспределение денежных средств так, чтобы часть уходила в сторону малоимущих слоев населения. Вадим Рудольфович предлагает принять законы, которые обяжут доминирующих на продовольственном рынке монополистов в регионах, инициирующих повышение цен, выплачивать определенные компенсации социально незащищенному населению. Тому, что наиболее чувствительно к колебаниям стоимости на рынке продуктов.

— Причем не какой-то благотворительностью, а конкретными денежными отчислениями, — подчеркивает Вадим Дубичев. — Но я согласен с Андреем Николаевичем в другом: это не будет работать без одновременного введения госрегулирования цен. На протяжении заседания участники неоднократно высказывали вполне реальные опасения по поводу народного бунта — терпение населения заканчивается, людям надоело смотреть, как цены, опережающие зарплату, отодвигают их за черту бедности.

Впрочем, до 1 сентября потребитель может быть спокоен: соглашение о неповышении цен на социальный набор продуктов в силе. Но за оставшиеся полтора месяца необходимо принять конкретные меры, иначе инфляция обострит не только социальную, но и политическую ситуацию.

Другие материалы по теме: