«КоммерсантЪ», Сергей Антонов и Игорь Лесовских сообщают: «Газпром» выехал из «Ивеко-УралАЗ». Компания продала долю в предприятии по выпуску грузовиков»

ОАО «Газпром» после шести лет попыток все-таки удалось продать свою долю в совместном российско-итальянском предприятии по выпуску грузовиков ООО «Ивеко-УралАЗ» (Челябинская область). Вчера было объявлено, что 33,33% доля газовиков была приобретена миасским ООО «Амальтея», аффилированным с менеджментом завода. Сумма сделки не разглашается, но по сведениям источников в компании, составила 50,6 млн. руб. Отраслевые аналитики отмечают, что сделка прошла по цене вдвое ниже рыночной, но на такое решение, по их словам, повлияла ситуация на фондовых рынках, резко снизившая привлекательность промышленных предприятий.

Как рассказал «Ъ» заместитель начальника отдела по работе с непрофильными активами ОАО «Газпром» Денис Гриненко, сделка была закрыта 19 сентября. По его словам, актив продавался в рамках программы по избавлению от непрофильных активов, которую реализует газовая компания. В пресс-службе «Газпрома» уточнили, что доля в «Ивеко УралАЗ» была выкуплена миасской ООО «Амальтея» (уже владеет 33,34% в СП — «Ъ»). Сумма сделки не разглашается, но по данным источников, близких к сделке, сумма составила 50,6 млн. руб.

Компания ООО «Амальтея» считается близкой к менеджменту «Ивеко-УралАЗ». В частности, телефоны ООО «Амальтея», указанные в базе данных «СПАРК-Интерфакс», совпадают с телефонами приемной гендиректора завода. Получить официальный комментарий от покупателей вчера не удалось — в компании сослались на отсутствие руководства, уполномоченного давать комментарии. Коммерческий директор «Ивеко-УралАЗ» Виктор Хоруженко, подтвердил факт сделки, но пояснить, кто стоит за новым собственником, отказался. «Могу сказать, что мы уверены в новом собственнике, он понимает в автомобилях, в том числе и в автомобилях Iveco, на которых специализируется предприятие», — заявил господин Хоруженко, отказавшись комментировать информацию об аффилированности ООО «Амальтея» с топ-менеджментом «Ивеко-УралАЗ».

Напомним, «Газпром» предпринимал попытки продать долю в автомобильном производстве с 2002 года. Сначала он предлагал ее другим совладельцам предприятия, но безуспешно. С февраля 2006 года «Газпром» неоднократно» организовывал аукционы по продаже доли оценив ее в 92 млн. руб. Но все они заканчивались ничем — заявки на участие в торгах не поступали. Как признавались потенциальные покупатели, их отпугивала цена, которую они считали завышенной.

Отраслевые аналитики считают, что реализовать актив «Газпром» смог, лишь установив цену за него ниже рыночной, а сама покупка стала весьма выгодным приобретением именно для менеджмента «Ивеко-УралАЗ». «Рыночная цена этого пакета, исходя из объемов выручки и прибыли, должна была составить около 100 млн. руб. Не исключено, что «Газпром» пошел на существенный дисконт, учитывая опыт неудачных торгов в 2006 году, и сложившуюся ситуацию на рынках — сейчас из-за кризиса ликвидности привлекательность всех активов переоценивается», — отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. Правда, как отмечают эксперты, производство грузовых автомобилей в России в перспективе может оказаться достаточно привлекательным бизнесом. «Рынок тяжелой техники стал развиваться относительно недавно — в 2006 году и, по идее, еще не насыщен», — отмечает госпожа Иркли. С ней согласен и управляющий директор AG Capital Александр Агибалов: «В России сейчас собирают «КамАЗ», Skania, Iveco, а о своих планах по открытию производства заявили Daimler и Volvo. Все это говорит о высоком спросе на технику». По прогнозам французской исследовательской компании Renault Trucks, к 2010 году российский рынок всех грузовых автомобилей вырастет на 53%, и составит порядка 340 тыс. штук в год (сейчас по данным министерства промышленности РФ составляет 193 тыс. автомобилей в год). Емкость рынка оценивается аналитиками в $3-4 млрд.

Другие материалы по теме: