Директор Челябинского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Дмитрий Белоусов: Увеличение темпов роста импорта можно ожидать лишь во второй половине 2009 года

УрБК, Челябинск, 16.02.2009. «На наш взгляд, основным фактором снижения импорта в январе явилось продолжение сокращения уровня инвестиций в российской экономике. Импорт машиностроительной продукции составляет около 1/2 всего российского уровня. Закупки российскими компаниями производственного оборудования в январе этого года по сравнению с прошлым годом снизились на 35-50%. Закупки транспортных средств упали от -35% (суда и плавучие средства) до —94% (летательные аппараты). Начал действовать фактор увеличения ввозных пошлин на автомобили — сокращение ввоза иномарок составило около 60%», — заявил УрБК директор Челябинского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Дмитрий Белоусов.

«С экономической точки зрения главный фактор снижения импорта — сокращение платежеспособного спроса. В свою очередь, на сокращение спроса повлияли замедление роста российской экономики, рост безработицы, сокращение реальных доходов населения. Это — фундаментальные причины сокращения спроса. Между тем, дополнительным фактором сокращения импорта также явилась стремительная девальвация рубля к бивалютной корзине. При этом, прежде всего, это касается ослабления курса рубля к евро, так как львиная доля российского импорта поступает из еврозоны. Во время падения рубля к доллару с августа по октябрь прошлого года, курс рубля к евро, наоборот, укреплялся, поощряя рост импорта из еврозоны (чем вызывал страхи экономистов). Между тем, с конца октября 2008 года до февраля этого года рубль начал резко обесцениваться к евро — курс рубля упал с 34 до 46 руб. за евро. Соответственно, ввозимые европейские товары начали резко терять конкурентоспособное преимущество по цене», — отметил он.

«Сейчас можно относительно уверенно предположить, что тенденция сокращения импорта в ближайшие месяцы продолжится. Сокращение внутреннего спроса и девальвация рубля будут продолжать наносить удары по импорту. Учитывая политику Банка России, направленную на удержание положительного сальдо торгового баланса «любой ценой», вероятное сокращение мировых цен на газ, необходимость выплат внешних долгов российскими компаниями и недостаток инвестиций, можно говорить о том, что увеличение очищенных от сезонности темпов роста импорта можно ожидать лишь во второй половине 2009 года», — полагает Д. Белоусов.

Другие материалы по теме: