Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков: Сложившаяся ситуация на рынке кредитования требует принятия срочных и четких мер

УрБК, Москва, 02.11.2009 По оценкам Ассоциации региональных банков России, рынок кредитования оказался отброшен на уровень развития 2002-2003 года.

Как сообщалось ранее, в соответствии с данными АРБ, по сравнению с июнем 2008 года количество заявок на выдачу ипотечных кредитов в банках — членах Ассоциации «Россия» сократилось более чем в 7 раз.

«Сложившаяся ситуация требует принятия срочных и четких мер, направленных на активизацию кредитования, поскольку резкое снижение объемов кредитования приводит к снижению внутреннего спроса, падению валового продукта, снижению потребительской активности населения, что негативно сказывается на состоянии российской экономики и ее реального сектора», — отмечает президент АРБ России Анатолий Аксаков.

Так, в Ассоциации региональных банков считают чрезвычайно важным скорейшее принятие закона, обеспечивающего введение учета залога автотранспортных средств, механизма рефинансирования автокредитов и государственных мер поддержки по субсидированию процентных ставок. Ассоциация «Россия» считает недостаточными заложенные в бюджет следующего года 10 млрд. руб., предназначенные для выплат гражданам, которые будут утилизировать свои старые автомобили.

«Перечень банков, которые допущены до программы субсидирования процентных ставок, должен быть расширен. Более 300 банков — членов Ассоциации «Россия» готовы участвовать в этой программе», — сообщает А. Аксаков.

«Для развития кредитования малого и среднего бизнеса принципиально важным является максимальное расширение программы государственного участия. Эффективность такого подхода к решению проблем подтверждается опытом Китая. На протяжении последних 5 лет активы кредитных организаций КНР росли приблизительно на 10% ежегодно. Вместе с тем, с начала 2009 года объем задолженности российского реального сектора экономики перед банками вырос более чем на треть. 40 млрд. руб., выделяемые РосБР для поддержки программ кредитования малого и среднего бизнеса является крайне недостаточной суммой. Она должна быть увеличена до 200 млрд. руб.», — полагает президент АРБ.

Другой не менее важной мерой, по мнению А. Аксакова, является механизм перераспределения рисков между кредитными организациями, кредитующими малый и средний бизнес, и специализированными кредитными агентствами, поскольку предлагаемый правительственный механизм государственных гарантий, используемых при кредитовании крупнейших стратегических предприятий, не может быть применен при выдаче небольших и средних кредитов. Кроме этого необходимо создать государственные механизмы хеджирования валютного риска.

Кроме того, как отметил А. Аксаков, инновационное развитие российской экономики невозможно без приобретения иностранных технологий, иностранных производств, которые готовы приобретать российские предприятия за валюту, что предполагает и получение валютных кредитов, в то время как предприятия получают средства за свою продукцию в рублях. Соответствующие валютные риски при этом должны быть возложены либо на банковскую систему, либо на производителей — на средний и малый бизнес.

Также, в условиях сохраняющейся неопределенности, связанной с колебаниями валютных курсов, принципиально важно создание специализированных государственных агентов, которые готовы принять часть валютного риска. Аналогичная проблема существует и на рынке ипотеки. По мнению А. Аксакова, ключевой проблемой здесь является отсутствие долгосрочных финансовых источников. На протяжении длительного времени одним из основных источников финансирования российского рынка ипотеки выступали валютные средства, которые в виде синдицированных кредитов поступали в российскую банковскую систему от зарубежных инвесторов, однако в сложившейся ситуации использование данных средств для выдачи ипотечных кредитов в национальной валюте приводит к возникновению существенного валютного риска, который накапливается в банковской системе. Это существенно ограничивает потенциал выхода российского рынка ипотеки из кризиса.

«Хеджирование валютных рисков могло бы взять на себя специальное государственное агентство, которое могло бы обеспечить фиксированные курсы обмена валютных инвестиций на рубли для рынка ипотеки. И одновременно могло бы хеджировать валютные риски для крупнейших российских экспортеров продукции, компаний нефтегазового сектора, экспортеров металлов, которые в настоящий момент решают задачи фиксации курсов обмена получаемой за рубежом валюты на рубли. Сделки хеджирования могут существенно снизить валютные риски, часть которых несло бы государственное агентство», — отмечает А. Аксаков.

По его мнению, в области хеджирования валютных рисков необходимо шире изучать и применять опыт, который накоплен странами Юго-Восточной Азии.

Другие материалы по теме: