Эксперты: Рынок продаж новых автомобилей в России никак не может восстановиться

Продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 51% по итогам десяти месяцев 2009 года и на 52% в октябре 2009 года (до 116 700 автомобилей). По подсчетам аналитиков агентства «Автостат», в октябре было реализовано на 1,1% автомобилей меньше, чем в предыдущем месяце (117 981 шт.), и октябрьский результат оказался на 5,4% ниже среднемесячных показателей за январь-сентябрь нынешнего года (123,3 тыс. автомобилей в месяц). «В количественном выражении итог продаж в октябре — один из худших с начала года», — констатируют аналитики агентства.

Так, по представленным данным, меньше автомобилей было продано только в июле (115 483 шт.), но даже в январе, когда из-за длительных новогодних каникул рынок традиционно малоактивен, объем продаж был больше — 116 899 единиц. По оценке аналитика финансовой группы «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, падение продаж автомобилей в текущем году составит 50%.

В целом, эксперты отмечают, что рынок продолжает оставаться на дне.

«Рынок никак не может восстановиться, несмотря на все меры правительства и автопроизводителей, и даже начавшейся в сентябре сезонной деловой активности не хватает для того, чтобы подстегнуть спрос потребителей», — заявил аналитик НБ «ТРАСТ» Сергей Гончаров.

«Темпы снижения продаж пока не меняются, что лишний раз подтверждает, что сейчас рынок автомобилей нащупал дно», — констатировал С. Козицын.

Относительно дальнейших перспектив рынка эксперты придерживаются разных точек зрения.

По мнению аналитика ФК «ОТКРЫТИЕ» Кирилла Таченникова, потенциально ситуация может измениться в лучшую сторону в начале 2010 года, поскольку спрос на автомобили в конце года традиционно довольно низок.

С. Гончаров считает, что реального восстановления продаж новых авто можно ждать только с возвратом реальных доходов домохозяйств, то есть не в ближайшей перспективе.

При этом помощь государства по-прежнему малоэффективна.

«Начиная с ноября, льготные кредиты могут выдавать все банки, что сняло ранее существовавшие ограничения. Эта мера может несколько повысить продажи, но лишь незначительно», — полагает С. Гончаров.

«Во-первых, данная программа будет иметь ограниченный интерес со стороны банков в силу низкой рентабельности автокредитов, тем более на автомобили из низшего ценового сегмента (например, Альфа-Банк еще летом объявил о том, что не будет участвовать в программе). Во-вторых, сами потребители пока не очень активны: волокита и высокий уровень отказов (56% на 6 ноября, по данным Минпромторга) заставляют людей ждать лучших времен. В итоге в октябре было выдано таких кредитов примерно 9 200 по сравнению с 8 300 в сентябре, таким образом, вряд ли стоит ждать запланированных правительством 100 000 до конца года», — отметил аналитик.

«По нашему мнению, повысить эффективность программы могло бы обсуждаемое снятие ограничения на стоимость приобретаемого в кредит автомобиля, так как заинтересовало бы банки большей рентабельностью, а потребителей — более широкой линейкой», — полагает С. Гочаров.

Впрочем, улучшение статистических данных ожидается и без каких-либо усилий со стороны властей.

«Октябрь 2008 года явился первым за историю ведения статистики месяцем, когда продажи упали по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Однако более-менее существенное падение продаж началось уже в ноябре 2008 года, что означает, что в следующем месяце можно рассчитывать на снижение темпов падения до 40% даже при неизменных уровнях продаж», — отметил аналитик НБ «ТРАСТ».

Другие материалы по теме: