Иван Феклин: Завершающийся год был очень тяжелым для аграриев

Иван Феклин: Завершающийся год был очень тяжелым для аграриевНа вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин.

— Иван Евгеньевич, как Вы оцениваете итоги сельскохозяйственного года?

— Завершающийся год был очень тяжелым для сельхозтоваропроизводителей. Засуха уничтожила 836 тыс. гектаров посевов. Но в результате организованной работы, финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов удалось собрать 712 тыс. тонн зерна. Урожайность составила 8 центнеров с гектара (в 2009 году было собрано 1 млн. 544 тыс. тонн при урожайности 12,4 ц/га). Собранного в текущем году зерна достаточно для засыпки семян, частично для обеспечения хозяйств фуражом и на продовольственные цели.

Дефицит зерна остается в объеме 1 млн. тонн. Предприятия переработки сегодня сами активно ведут закупки зерна на внутреннем рынке и в других регионах России. За период после уборки уже закуплено 460 тыс. тонн продовольственного и фуражного зерна. Надеемся, что если возникнет острый дефицит этой продукции, государство даст возможность закупить зерно из интервенционного фонда по фиксированным ценам.

Валовой сбор картофеля в целом по области составил 549 тыс. тонн (минус 40% к 2009 году), овощей — 242 тыс. тонн (минус 23%). Области достаточно собранной продукции для собственного потребления. Вместе с администрациями муниципалитетов мы организуем ярмарки, на которых излишки своей продукции реализуют фермеры, сельские предприниматели. Они охотно везут в город овощи и картофель.

В течение всего периода полевых работ активно велась заготовка кормов, в среднем по области удалось заготовить 16,2 центнера кормовых единиц различных кормов на одну условную голову скота. С переходящим запасом прошлых лет и с зернофуражом в среднем на одну голову заготовлено 24 центнера кормовых единиц.

Традиционно высокую динамику в производстве продукции демонстрируют птицефабрики. В птицеводстве за 10 месяцев 2010 года произведено 1 млрд. 111 млн. штук яиц, 144 тыс. тонн мяса птицы, что составляет 109,5% к уровню 2009 года. Наше птицеводство уверенно сохраняет за собой четвертое место в России в соревновании регионов. Также произведено 35 тыс. тонн свинины на убой (это на 11% больше, чем за аналогичный период 2009 года). На территории области начал работать еще один крупный свинокомплекс в Красноармейском районе, так что в ближайшее время показатели по производству свинины будут расти. В целом по области произведено 562 тыс. тонн молока, а на одну корову получено 3345 кг молока, прибавка по продуктивности составила 185 кг.

— Руководители ряда сельхозпредприятий высказывали претензии относительно распределения средств, выделенных пострадавшим от засухи, — поддержку получили преимущественно южные районы области. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Сразу хочу уточнить: бюджетную поддержку на преодоление последствий засухи получили все хозяйства, вошедшие в реестр пострадавших от засухи и выполнившие необходимые условия по заготовке кормов. При этом кто-то получил субсидии раньше, а кто-то позже.

Непосредственно на поддержку хозяйств, пострадавших от засухи, из областного бюджета выделено 300 млн. рублей. Из них 232 млн. было направлено в районы, которые объявили чрезвычайную ситуацию по засухе до 1 июля. Это девять южных районов области, в которых был отмечен наиболее продолжительный период засухи. Производство и закупка кормов в этом году им обошлась гораздо дороже в силу, во-первых, более длительного отсутствия запасов влаги в почве, а во-вторых, в силу удаленного положения. Стоит отметить, что и в предыдущие два года южные районы также были в эпицентре засухи. В хозяйствах Агаповского, Брединского, Варненского, Верхнеуральского, Карталинского, Кизильского, Нагайбакского, Уйского и Чесменского районов сгорело от засухи 646 тыс. га посевов из 836 тыс. га списанных по области, или 77% из всей пострадавшей площади, в том числе 120,5 тыс. га кормовых посевов. Очень остро стоял вопрос сохранения поголовья крупного рогатого скота.

Серьезные потери, но все-таки не столь «разрушительные», понесли и другие территории. Но и они не остались без поддержки — оставшиеся 68 млн. из 300 направлены именно в те 15 территорий области, где чрезвычайная ситуация по засухе была объявлена после 1 июля текущего года.

Кроме этого, из федерального бюджета поступило 974 млн. рублей. Они были распределены по всем хозяйствам, пострадавшим от засухи в этом году. Эти средства пошли на покрытие расходов, которые хозяйства и фермеры понесли на сгоревших посевах. И более того, до конца года из федерального бюджета на эти цели может поступить еще 178 млн. рублей.

— Многие регионы не успевают осваивать федеральную помощь на преодоление последствий засухи, о чем недавно говорил первый вице-премьер Виктор Зубков. У нас нет таких проблем?

— Челябинская область практически полностью перечислила средства, направленные на компенсацию последствий засухи, их получателям. Никакой задержки не было, так как от этого зависела дальнейшая работа — заготовка, покупка кормов для поголовья.

Поддержка из федерального бюджета на возмещение сельхозтоваропроизводителям ущерба от гибели сельскохозяйственных культур в результате нынешней засухи составила 974 млн. рублей: первый транш — 770 млн., второй — 204 млн., полученные в конце ноября. По итогам экспертной оценки, общий объем невозмещенных затрат сельхозтоваропроизводителей на сгоревших 836 тысячах гектарах посевов составил 1 млрд. 599 млн. рублей. В общей сложности на сегодняшний день возмещение потерь за счет средств федерального бюджета составило 61%. Но, как я уже сказал, это не последние средства.

— Неурожай спровоцировал рост цен на ряд продуктов питания. За счет чего удается сдерживать цены в нашем регионе?

— Министерство сельского хозяйства области ведет мониторинг цен на зерно и, в составе рабочей группы, на основные продукты питания в разрезе муниципальных образований области. Для недопущения необоснованного роста цен на продукты проведены совещания с руководителями мукомольных и хлебопекарных предприятий, молокозаводов и торговых сетей Челябинской области. Также осуществляется взаимодействие с управлением федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. В муниципальных образованиях регулярно проводятся ярмарки, на которых жители могут купить продукты непосредственно у производителей, минуя торговых посредников. В течение года проведено 652 таких ярмарки.

Сдерживанию цен на зерно, хлеб и хлебобулочные изделия способствует установление межрегиональных связей с другими регионами Уральского федерального округа и России. Сегодня предприятия переработки активно закупают зерно, за последние месяцы ими куплено 456 тыс. тонн. Формируется областной стабилизационный фонд зерна, на эти цели продовольственной корпорации выделено 300 млн. рублей. Также стабилизации цен на продовольственном рынке способствует государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, которая направляется на приобретение фуража и семян, на закупку кормов.

— Со следующего года в Челябинской области будет внедрена практика страхования посевов. Какие условия необходимы для ее широкого распространения?

— В течение последних лет в области, так же как и по всей стране, предпринимались попытки внедрения массового страхования посевов. Но даже те небольшие суммы, заложенные в бюджете на компенсацию расходов хозяйств по страхованию, оказывались невостребованными, потому что сельхозтоваропроизводители отказывались иметь дело со страховщиками. Причин несколько. Это отсутствие средств, потому что страхование нужно делать весной, когда идет посевная кампания, и расходы предприятий и без того велики. Но даже если договор страхования заключен, он не гарантирует получения возмещения по страховому случаю. В Челябинской области в предыдущие засушливые годы никто из сельхозпроизводителей никогда не получал страховку, хотя засуха в ряде случаев была подтверждена метеорологами. Поэтому в текущем году ни одно сельхозпредприятие не застраховало посевы.

Страховщики подчас требуют чуть ли не ежедневный отчет о состоянии посевов с документальным подтверждением. А если площади насчитывают десятки тысяч гектаров, то такое требование практически невыполнимо. Для широкого распространения практики страхования посевов нужно так или иначе преодолеть все эти барьеры. Нужны доступные тарифы, понятные и выполнимые условия выплаты страхового возмещения, весомые гарантии таких выплат.

Учитывая опыт нынешнего года, мы планируем провести в будущем году работу по организации страхования посевов. В областном бюджете на следующий год на эти цели запланировано 50 млн. рублей (в 2010 году было всего 4 млн.). Хозяйствам, которые застрахуют сельхозугодья, будет покрыто 80% расходов на страхование: 50% за счет федерального и 30% за счет областного бюджетов.

— Какие еще нужны меры, чтобы минимизировать в будущем возможные потери от засухи?

— Нужно восстанавливать поливные участки. На будущий год планируется сделать первый шаг в этом направлении. В областном бюджете на 2011 год впервые заложено 25 млн. рублей на создание системы мелиорации. До 1 мая 2011 года будет разработана федеральная программа и с 2012 года будет открыто федеральное финансирование региональных мелиоративных программ. Средства в первую очередь будут выделяться на создание поливных участков кормовых культур.

Кроме страхования и мелиоративных мероприятий, также нужно использовать для посева семена засухоустойчивых сортов сельхозкультур. В принципе, наши хозяйства это делают. И те, кто постоянно находится в поиске новых сортов, выращивают урожай даже при неблагоприятных погодных условиях.

Другие материалы по теме: