«Челябинский рабочий» и Владимир Сидоров сообщают «Батареи просят огня»

Привыкание к новым коммунальным тарифам на Южном Урале происходят болезненно.
2005 год принес с собой коммунальные тревоги, связанные не только с увеличением тарифов на услуги ЖКХ, но и с переходом на 100% их оплату. Это ударило по многим россиянам. Привыкание к коммунальной реформе продолжается четвертый месяц, но вопросы остаются. Попытаемся найти на них ответы вместе с первым вице-губернатором Владимиром Дятловым, курирующим областной жилищно-коммунальный комплекс.


– С 1 января 2005 г., – говорит Владимир Николаевич, – в России произошли значительные изменения в оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, решением федерального правительства доля его оплаты доведена до 100%. Во-вторых, рост цен на сырье, расходные материалы, обусловленный инфляционным процессом, увеличил стоимость самих жилищно-коммунальных услуг. Естественно, общероссийские проблемы не миновали нашу область. Непростая ситуация, которая сложилась в стране из-за одновременно проходящих монетизации льгот и реформирования ЖКХ, отразилась на региональном уровне. Перед правительством области встала задача – сделать все возможное, чтобы не допустить ухудшения жизни людей. Бездействие и нерешительность означали бы, что жители окажутся один на один с обрушившимися на них трудностями. Такого, конечно, нельзя допустить.


В такой ситуации действия областной власти должны быть максимально открытыми и прозрачными. Усилиями областных органов власти найдены средства в областном бюджете и принято постановление № 21-П, которое значительно расширило круг получателей жилищных субсидий. Уровень участия собственных средств населения в оплате услуг ЖКХ по отдельным категориям снижен до 11 процентов. В других регионах России, где местные власти либо не смогли, либо не сочли нужным принять меры для поддержки населения, ситуация сложилась плачевная.


— Как определяется порог достаточности тарифов, ведь запросы коммунальщиков растут постоянно?


– Одна из главных задач регулирования тарифов – достижение приемлемого соотношения между интересами населения и возможностями предприятий. Если ориентироваться на «аппетиты» поставщиков услуг ЖКХ, то люди не смогут платить. Если же устанавливать заниженные тарифы, то организации, работающие в сфере ЖКХ, просто развалятся, и, в конечном счете, это скажется на жителях, в домах которых не будет воды, тепла, света.


Что же делается для сохранения баланса? Как работает механизм государственного регулирования тарифов? Первое и самое ответственное – анализ. Предприятия, оказывающие регулируемые услуги, предоставляют свои расчеты в государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области». Здесь они детально рассматриваются с точки зрения обоснованности затрат и зачастую «срезаются» на 5–30 %. К примеру, на 2005 год сумма затрат, исключенных из тарифов на все регулируемые услуги, составила более 3,29 млрд. руб. Именно на столько меньше заплатят потребители в 2005 г.


– Влияют ли на тарифы издержки производства, неэкономичный подход самих коммунальщиков, неисправности в этом хозяйстве?


– Часто слышатся такие высказывания: честные граждане платят за обогрев атмосферы парящими колодцами и неизолированными теплотрассами, за протекающие трубы, а еще за соседа, который годами не рассчитывается за квартиру. Вот, мол, вместо того чтобы делом заниматься, тарифы и поднимают. Нет, ни сверхнормативные потери, ни долги недобросовестных потребителей ни в коем случае в тарифы не попадают.


– Допустим, цены утверждены, доведены до коммунальных служб. Становятся ли они после этого «основным законом», от которого нельзя отступить?


– Необходимо постоянно контролировать и проверять, законно ли взимаются платежи соблюдаются ли установленные нормы. И в этом деле очень важной оказываете помощь населения. Обращения, письма, звонки зачастую становятся поводом для серьезных проверок. Например, разбираясь с жалобами на низкое качество отопления при значительно выросшей оплате специалисты Единого тарифного органа провели детальную проверку основного поставщика тепла в Аше – ОАО «Ашинский металлургический завод». Одной из основных причин некачественного теплоснабжения оказались несогласованные действия метзавода и МУП «Ашинские тепловые сети» по наладке гидравлического режима тепловых сетей. Договоры на теплоснабжение не предусматривали ответственности поставщика за качество теплоносителя и нарушение температурного графика. Проще говоря, можно было по трубам в большем, чем требуется, количестве прогонять недогретую воду. В результате объем тепла есть, а тепла в квартире нет. Было проведено экстренное заседание правления Единого тарифного органа. На нем Ашинский металлургический завод обязали до 25 марта 2005 г. предусмотреть в договорах на теплоснабжение собственную ответственность за качество отпускаемой тепловой энергии, а до начала нового отопительного сезона привести техническую часть в состояние, необходимое для качественного и бесперебойного снабжения города теплом. 21 марта предприятие отчиталось о внесении требуемых изменений в договоры, а также о том, что начаты работы по монтажу оборудования.


В Карабаше квитанции, получаемые жителями, вызвали вопросы специалистов Единого тарифного органа. Проверка выявила их несоответствие требованиям, обеспечивающим прозрачность начисления стоимости услуг. Нельзя было понять, сколько стоит единица оказываемой услуги, какой обьем потребил плательщик. Комитет обязал поставщиков услуг (ОАО "Челябоблкоммунэнерго» и ОГУП "Челябоблжилкомхоз») в двухнедельный срок внести необходимые изменения в счета-квитанции, устранить нарушения.


– Острой темой остается выдача субсидий...


– Вопросом первостепенной значимости для правительства области, безусловно, является поддержка населения, особенно социально незащищенной его части. И здесь тоже делается немало. Усилиями областных органов власти найдены средства в областном бюджете и принято постановление от 21 февраля 2005 года, которое значительно расширило круг получателей жилищных субсидий. Ожидается, что количество семей, получающих субсидии, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. Если в декабре прошлого года их было 76510, то уже в феврале – 78021. Доля участия собственных средств населения в оплате услуг ЖКХ по отдельным категориям снижена с 22 до 11 %. В 2005 г. на эти цели предусмотрено 894839 тыс. руб. (для сравнения: в 2004 г. – 689000 тыс.). Стоит отметить и вот что: средняя сумма субсидии в декабре прошлого года была 392,91 руб., а в начале текущего – 524,75.


– У сельских жителей доходы определяются как-то иначе?


– Подсобное хозяйство сельских жителей рассматривается как источник дохода, уровень которого рассчитывается нормативно и который принимается во внимание при начислении субсидий. Правительством области готовится законопроект, по которому нормативы дохода от личного подсобного хозяйства, учитываемые в совокупном доходе семьи, будут значительно уменьшены. Все это направлено на то, чтобы поддержать, защитить как можно больше жителей сельских районов.


– Говорят, что процесс оформления субсидий не очень прост.


– Основной принцип оказания социальной помощи – адресность. Помощь должна дойти до каждого, кто в ней нуждается. С учетом этого была разработана система денежных выплат субсидий на персонифицированные счета граждан. С 1 апреля она работает в двух муниципальных образованиях. В течение года должна заработать на территории всей области.


При внедрении подобных мер важнейшей задачей становится обеспечение доступности процедуры оформления субсидий. Сегодня на каждой территории области создан банк данных о получателях субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Эта информация позволяет видеть, кто обратился за оформлением субсидии, а кто по каким-то причинам этого не сделал. К людям, которые зачастую физически не могут ходить, собирать документы, социальные работники выезжают на дом. Для этого на всех территориях организованы выездные бригады, во многих районах значительно упростили порядок оформления субсидий. Специалистами выездных бригад приняты документы от 5130 обратившихся. Положительные решения приняты по 3898 семьям.


– Как «смотрится» коммунальное реформирование Южного Урала на фоне других территорий?


– В других регионах России, где местными властями подобные меры для поддержки населения либо не были приняты, либо сделано было недостаточно, ситуация сложилась значительно более тяжелая.


– Разная картина наблюдается и в наших районах?


– С введением новых тарифов в 2005 г. их увеличение в разных муниципальных образованиях было также разным. Часто из популистских соображений рост тарифов искусственно сдерживался главами. Это было возможно делать, используя дотацию из федерального бюджета. Но с переходом всей страны на 100% оплату населением жилищно-коммунальных услуг такая возможность исчезла. И там, где уровень тарифов был явно занижен, платежи населения резко подскочили. Единым тарифным органом были выбраны районы и города Южного Урала с наиболее острой ситуацией, составлен график выездных проверок. Преследовались две основные цели: контроль правильности применения тарифов, работа по социальной поддержке населения. В выездах участвовали специалисты министерства социальных отношений области. Новый порядок оформления субсидий зачастую вызывает вопросы жителей. На местах давались консультации, нередко рассматривались документы на оформление жилищных субсидий и выносились решения. Например, во время встречи с жителями села Еманжелинки было принято 40 положительных решений. Только в марте текущего года подобные поездки состоялись в Варненский, Брединский и Еткульский районы, в Ашу и Карабаш.


Отдельно хотелось бы остановиться на ситуации в Аше. Длительное время сдерживаемые цены жилищно-коммунальных услуг, переход на оплату отопления в отопительный период – все это вкупе с общероссийскими факторами роста тарифов и политической борьбой кандидатов накануне муниципальных выборов превратили город в бурлящий котел. Трижды выезжала комиссия в Ашу и Ашинский район. Встречи с населением, «горячие линии», выступление на местном телевидении, совещания с местной администрацией – это неполный перечень работы комиссии. Результатом стал выход постановления главы Аши и Ашинского района, согласно которому население получило право выбирать, как оплачивать услугу теплоснабжения – равномерно в течение года или только в отопительный период. Новый порядок позволил жителям самим решать: либо оформлять субсидию, если это необходимо, либо тем, кто не может претендовать на ее получение, платить за отопление в течение года, снизив тем самым свой ежемесячный платеж в зимние месяцы.

Другие материалы по теме: