«Южноуральская панорама» и Виктор Струков сообщают: «В Магнитке могут остановиться домны»

Угроза лидеру отечественной металлургии


Своимназванием Магнитогорск обязан рудным запасам горы Магнитной, которые комбинат давно обратил в сотни миллионов тонн стали. Перешедшая в металл гора «растворилась» по всей стране, и сейчас собственным рудным сырьем комбинат закрывает свои потребности лишь на 10 %. Все остальное поступает «с колес», и экономика Магнитки прочно привязана к ближним и дальним горно-обогатительным комбинатам.


До самого ближнего из них – Соколовско-Сарбайского, что на севере Казахстана, – несколько часов пути. Во второй половине прошлого века его создавали исключительно для Магнитогорского металлургического комбината. Он и сейчас поставляет до 70 % потребляемого комбинатом железорудного сырья, руководствуясь при этом своими экономическими интересами.


Это вполне естественно, но политика соседей трудно поддается какому-либо объяснению. Цены на железорудное сырье стремительно растут, намного превышая среднемировые. Впрочем, казахстанские обогатители в этом берут пример с наших отечественных производителей окатышей. Около 20% рудного концентрата магнитогорцы приобретают на Михайловском и Лебединском горно-обогатительных комбинатах, которые с конца прошлого года подняли цены на свою продукцию с $40 до 110 за тонну. За рубеж же наши партнеры свой концентрат продают дешевле.


К Магнитке у традиционных поставщиков сырья вполне определенное отношение. Чем успешнее работает гигант, тем выше поднимается ценовая планка. И комбинату отступать некуда. Не спасает даже глубокая переработка металла. С каждым годом сырья требуется все больше и больше в связи с общим ростом производства, которое в ближайшее время увеличится еще на 2 млн. т металла.


В этой ситуации магнитогорцы используют несколько путей стабилизации производства. Прежде всего, они вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Но это направление не является главным. Основные усилия комбинат сосредоточил на приобретении активов горно-обогатительного производства и поиске новых поставщиков сырья.


Покупка активов – дело хлопотное и требует много времени. С владельцами Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината переговоры на этот счет идут уже третий год, и до конкретных результатов дело пока не доходит. Поиск новых поставщиков, способных продавать свой железорудный концентрат по приемлемым ценам, приносит результаты. На прошлой неделе металлургический комбинат заключил первые договоры о поставках рудного сырья с Полтавским горно-обогатительным комбинатом из Украины. Несмотря на существенную, в несколько раз, разницу в расстоянии с основным поставщиком сырья, по его стоимости Украина становится к Магнитке намного ближе, чем Северный Казахстан. В мае металлургический комбинат получит из Украины 30–50 тыс. т железорудного сырья. В последующие месяцы планируется увеличение поставок до 300–350 тыс. т. Не исключаются и более объемные соглашения.


Сейчас Полтавский горнообогатительный комбинат ежегодно производит около 10 млн. т железорудного сырья. Примерно столько же Магнитка закупает в Северном Казахстане. С учетом интересов наших металлургов Полтавский ГОК в короткое время готов вдвое увеличить свою производительность. Одновременно комбинат рассматривает вопрос о приобретении горнорудных активов на Украине.


В этой связи вполне конкретные очертания приобретает и самый большой в отечественной металлургии кредит в $1 млрд., который получает комбинат от Сбербанка России. Конечно, весь он на приобретение рудных активов использован не будет, но с такими средствами ММК в короткое время может освободиться от сырьевой зависимости.


В мае Магнитка получит первые 50 тыс. т сырья от еще одного нового поставщика – Костомукшского горно-обогатительного комбината, который является основным экспортером железорудного концентрата из России.


Новые соглашения способны восполнить потери от прекращения поставок окатышей Михайловского горно-обогатительного комбината, с которым Магнитка из-за непомерного и необоснованного взвинчивания цен на сырье вынуждена прекратить всякие соглашения. Но они не могут в короткое время восполнить потери основного поставщика – Соколовско-Сарбайского ГОКа. А именно с ним в мае отношения начали развиваться стремительно и непредсказуемо.


В последние дни Соколовско-Сарбайский ГОК, вопреки заключенным договорам, прекратил поставки окатышей Магнитогорскому металлургическому комбинату и, по существу, предъявил металлургам Магнитки ультиматум следующего содержания: поставки возобновятся одновременно с продолжением работы с Михайловским ГОКом. Это объясняется тем, что Михайловским комбинатом владеет Алишер Усманов, одновременно являющийся одним из основных акционеров Соколовско-Сарбайского обогатительного комбината.


На деле продолжается политика «выкручивания рук» металлургам. Приняв ультиматум поставщиков, комбинат начнет работать в лучшем случае с нулевой рентабельностью, в худшем, что наиболее вероятно, – убыточно. Причем на экономику поставщиков потеря давнего рынка сбыта тоже повлияет не лучшим образом. Они начнут поставлять свои окатыши в дальнее зарубежье по более низким ценам. «Наказание» Магнитки за несговорчивость тоже обернется потерей многих миллионов долларов. Но Магнитка, по словам председателя совета директоров комбината Виктора Рашникова, идти на поводу у поставщиков и работать с нулевой рентабельностью не собирается.


Прекращение основных поставок железорудного сырья может послужить началом к свертыванию металлургического производства. Сейчас Магнитка принимает экстренные меры к остановке четырех из восьми имеющихся доменных печей. Такое трудно вообразить даже в самом страшном сне. Сокращение производства приведет к несостоятельности магнитогорского городского и резкому ухудшению областного бюджетов, а металлурги в считанные дни потеряют тысячи рабочих мест.


Магнитка свои надежды возлагает и на встречу президента России Владимира Путина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, которая ожидается в Челябинске. Видимо, на этой встрече оба президента рассмотрят ситуацию взаимоотношений двух хозяйствующих субъектов — Магнитогорского металлургического комбината и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината с участием заинтересованных сторон. Это поможет вывести положение из кризисной ситуации.

Другие материалы по теме: