Директор челябинского филиала ИК «Брокеркредитсервис» Григорий Вахитов: С финансового рынка будут уходить компании, предоставляющие узкий спектр услуг
На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор челябинского филиала инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахитов.
– Григорий Авангардович, как вы оцениваете состояние финансового рынка Челябинска и области в сравнении с Екатеринбургом?
– Безусловно, в Екатеринбурге фондовый рынок развит значительно лучше, чем в Челябинске. Например, в Екатеринбурге действует ряд местных банков и брокерских компаний, которые напрямую имеют доступ на биржу. В Челябинске ни одна из местных брокерских компаний напрямую не аккредитована ни на одной бирже. Что касается банков, то такую аккредитацию имеют «Кредит Урал банк», «Челиндбанк», «Челябинвестбанк», «Снежинский». В связи с незанятостью местного рынка эту нишу занимают московские компании, открывая здесь свои филиалы или работая через агентов. Через агентов работает компания «Атон», собственные филиалы открыли, помимо нашей компании, также «Алор+» и Брокерский Дом «Открытие». Все местные компании имеют партнерские отношения с брокерскими компаниями из первой десятки, либо как агенты либо как субброкеры, обслуживая клиентов с относительно небольшими объемами операций. Что касается области, то в Магнитогорске действует компания «Расчетно-фондовый центр». Однако эта компания функционирует при активной поддержке такого крупного игрока всероссийского масштаба, как ММК, поэтому считать ее местным игроком в полном смысле этого слова нельзя.
– Можно ли сопоставить челябинский фондовый рынок с московским?
– На мой взгляд, проводить такие сравнения в принципе не совсем правильно. Челябинский рынок находится на иной ступени развития. Это не значит, что у нас нет состоятельных людей, просто челябинский бизнес менее публичен и открыт. На определенном этапе развития бизнес должен становиться более прозрачным для повышения его стоимости. Во многих случаях публичность позволяет привлекать дополнительные деньги и делать оценку бизнеса, исходя не только из чисто бухгалтерских показателей, но и с точки зрения перспективности, стоимости бренда и так далее. У нас, к сожалению, даже акции многих открытых акционерных обществ не имеют листинга на бирже и даже не котируются в «третьем эшелоне» фондового рынка. IPO проводят только единицы компаний.
– Как вы считаете, могут ли местные брокерские компании составить конкуренцию филиалам московских фирм?
– С точки зрения качества услуги, местные компании не могут составить конкуренцию филиалам крупных компаний. Так, например, наша компания может предоставить услугу электронно-цифровой подписи, что дает физическим лицам возможность вести документооборот в электронном виде. Пока ни одна местная компания не может предоставлять такой услуги.
Для определения стоимости услуг важным фактором является численность клиентов. В нашей компании их число превысило 10 тыс. человек. Соответственно, себестоимость любой услуги при большом числе клиентов снижается. Сейчас никого не удивишь комиссионными в 0,06% от суммы сделки, но еще несколько лет назад максимальная комиссия на нашем рынке была 0,4%.
По сути, главная наша проблема заключается не в конкуренции со стороны других компаний, а в отсутствии у значительного числа граждан знаний о фондовом рынке. Это вынуждает нас проводить бесплатные семинары по рынку ценных бумаг для потенциальных клиентов.
– Фактически вы проводите финансовый «ликбез»…
– Совершенно верно. На семинарах мы по большому счету не заманиваем клиентов, а рассказываем о ценных бумагах, чтобы люди не боялись фондового рынка, не пугались сложной терминологии и т.п. Сейчас складывается такая ситуация, что для того, чтобы приобрести нового клиента, его сначала нужно обучить, вырастить другими словами.
– Одним из ваших конкурентов в борьбе за новых клиентов является рынок Форекс. Как вы относитесь к этой системе?
– На мой взгляд, на Форексе слишком большой размер кредитного плеча. Например, при плече 1 к 200 изменения против клиента на 0,5% влечет закрытие его счета. Это колебание возможно за долю секунды и сделать что-либо просто невозможно. На Форексе, принеся сто долларов, вы не становитесь собственником валюты на 20 000 долларов. В определенной степени это виртуальная игра, похожая на ставки в казино, особенно в том, что касается небольших денежных сумм. На мой взгляд, реально играть на этом рынке можно, имея возможность внести на счет 20 – 50 тыс. долларов.
С моей точки зрения, торговля на рынке – это обычная работа с собственным имуществом, а не построенная по принципу тотализатора система. Приобретая ценные бумаги компаний, вы реально становитесь их собственником, получаете дивиденды, извещения о собрании акционеров и тому подобное.
– Какие группы населения являются вашими клиентами?
– Условно наших клиентов можно разделить на три группы. Первая группа клиентов вкладывает относительно небольшие средства в инвестиционные фонды. Эти люди что-то слышали о рынке ценных бумаг и впервые решили вложить в него средства. Второй тип клиентов предпочитает инвестировать средства самостоятельно. Это могут быть как студенты экономических вузов, стремящиеся проверить на практике свои знания о фондовом рынке, так и бизнесмены, которые стремятся вложить имеющиеся у них свободные средства, в другой вид бизнеса – диверсифицировать риски.
Третий тип клиентов – люди, готовые разместить средства в доверительное управление. У них есть средства, но по каким либо причинам нет времени управлять самостоятельно. Как правило, это менеджеры среднего и высшего уровня, у которых есть стабильный источник доходов и собственные сбережения. Минимальная сумма вложений данной категории граждан составляет от 300 тысяч рублей.
– Какие основные тенденции на рынке финансовых услуг вы можете выделить?
– На мой взгляд, с рынка будут уходить компании, предоставляющие узкий спектр услуг. Проиллюстрирую это на примере ООО «Компания Брокеркредитсервис». В 1999 году создана была создана собственная Управляющая компания, позднее был приобретен пенсионный фонд, сейчас в планах стоит приобретение банка и возможно страховой компании. На данный момент идет процесс преобразования компании в ОАО. Таким образом, компания имеет планы развития на перспективу и стремится оказывать более широкий спектр услуг в смежных финансовых отраслях.
– Вы упомянули о приобретении пенсионного фонда. Как вы оцениваете перспективы развития данного сектора рынка?
– Если посмотреть правила доверительного управления государственного пенсионного фонда, то можно увидеть, что 98% денежных средств он размещает в государственные ценные бумаги. Соответственно, данный фонд приносит своим пайщикам примерно 5-6% годовых. При темпах инфляции в 11% в прошлом году фактически сбережения обесцениваются на 5% в год. Ситуация с частными пенсионными фондами тоже непростая. Они стремятся перестраховаться, например, могут приобретать например облигации «Газпрома» под 7% годовых и в то же время приобретать облигации других эмитентов под более высокие проценты. Основные перспективы развития системы пенсионных фондов я связываю с привлечением средств на различные долгосрочные инвестиционные проекты.
– Это связано с отсутствием в российской экономике достаточного количества «длинных» денег?
– Действительно, на данный момент их отсутствие ощущается особенно заметно. Предприятиям нужны «длинные» деньги, а банки не готовы выдавать инвестиционные кредиты. В этой связи большое значение приобретают частные пенсионные фонды, способные кредитовать предприятия на достаточно длительные сроки. Однако для того, чтобы подобный механизм заработал, необходимо повышать уровень знаний населения о фондовом рынке, чтобы люди не боялись вкладывать средства в частные ПФ. Специалисты нашей компании уже провели несколько бесплатных семинаров для работников промышленных предприятий, где мы рассказывали о частных пенсионных фондах, мы готовы проводить такую работу и в дальнейшем.
– Есть ли у вас собственные инвестиционные проекты?
– Сейчас мы совместно с компанией «Энергоинвест» создали паевой инвестиционный фонд для строительства офисного комплекса «Павловский». По предварительным оценкам некоторых экспертов, доходность может составить до 30% годовых, однако срок проекта составляет около 2 лет. В случае успешного развития данного проекта мы прогнозируем выход на рынок ПИФов и других челябинских компаний.
– Какие ценные бумаги продемонстрировали наибольшую доходность?
– Из «голубых фишке» хотелось бы отметить акции «Газпрома». Во многом их рост связан со слиянием с компанией «Роснефть», а также отменой ряда искусственных ограничений на хождение акций. Повышается курс акций «Сбербанка», что связано с появлением сообщений о возможном повышении инвестиционного рейтинга России. Среди компаний Челябинской области можно выделить акции Мечела, ОАО «ЧТПЗ».
В целом можно отметить подъем акций нефтедобывающих компаний, что связано с повышением цен на «черное золото». Общемировая тенденция – снижение колебаний рынка, что делает наиболее перспективными не спекулятивные, а долгосрочные вложения в рынок акций.
– Какой прогноз вы можете сделать относительно соотношения курсов доллара и евро?
– Экономика США объективно нуждается в снижении курса доллара для сокращения дефицита торгового баланса. Вероятно, определенное влияние на этот процесс окажет решение китайских властей о более либеральной политике в отношении курса юаня. Возможно, это приведет к повышению курса евро до 1,3 по отношению к доллару. Хотя, на мой взгляд, россиянам давно нужно делать вклады именно в рублях, поскольку они приносят сейчас наибольшую доходность.
– Григорий Авангардович, как вы оцениваете состояние финансового рынка Челябинска и области в сравнении с Екатеринбургом?
– Безусловно, в Екатеринбурге фондовый рынок развит значительно лучше, чем в Челябинске. Например, в Екатеринбурге действует ряд местных банков и брокерских компаний, которые напрямую имеют доступ на биржу. В Челябинске ни одна из местных брокерских компаний напрямую не аккредитована ни на одной бирже. Что касается банков, то такую аккредитацию имеют «Кредит Урал банк», «Челиндбанк», «Челябинвестбанк», «Снежинский». В связи с незанятостью местного рынка эту нишу занимают московские компании, открывая здесь свои филиалы или работая через агентов. Через агентов работает компания «Атон», собственные филиалы открыли, помимо нашей компании, также «Алор+» и Брокерский Дом «Открытие». Все местные компании имеют партнерские отношения с брокерскими компаниями из первой десятки, либо как агенты либо как субброкеры, обслуживая клиентов с относительно небольшими объемами операций. Что касается области, то в Магнитогорске действует компания «Расчетно-фондовый центр». Однако эта компания функционирует при активной поддержке такого крупного игрока всероссийского масштаба, как ММК, поэтому считать ее местным игроком в полном смысле этого слова нельзя.
– Можно ли сопоставить челябинский фондовый рынок с московским?
– На мой взгляд, проводить такие сравнения в принципе не совсем правильно. Челябинский рынок находится на иной ступени развития. Это не значит, что у нас нет состоятельных людей, просто челябинский бизнес менее публичен и открыт. На определенном этапе развития бизнес должен становиться более прозрачным для повышения его стоимости. Во многих случаях публичность позволяет привлекать дополнительные деньги и делать оценку бизнеса, исходя не только из чисто бухгалтерских показателей, но и с точки зрения перспективности, стоимости бренда и так далее. У нас, к сожалению, даже акции многих открытых акционерных обществ не имеют листинга на бирже и даже не котируются в «третьем эшелоне» фондового рынка. IPO проводят только единицы компаний.
– Как вы считаете, могут ли местные брокерские компании составить конкуренцию филиалам московских фирм?
– С точки зрения качества услуги, местные компании не могут составить конкуренцию филиалам крупных компаний. Так, например, наша компания может предоставить услугу электронно-цифровой подписи, что дает физическим лицам возможность вести документооборот в электронном виде. Пока ни одна местная компания не может предоставлять такой услуги.
Для определения стоимости услуг важным фактором является численность клиентов. В нашей компании их число превысило 10 тыс. человек. Соответственно, себестоимость любой услуги при большом числе клиентов снижается. Сейчас никого не удивишь комиссионными в 0,06% от суммы сделки, но еще несколько лет назад максимальная комиссия на нашем рынке была 0,4%.
По сути, главная наша проблема заключается не в конкуренции со стороны других компаний, а в отсутствии у значительного числа граждан знаний о фондовом рынке. Это вынуждает нас проводить бесплатные семинары по рынку ценных бумаг для потенциальных клиентов.
– Фактически вы проводите финансовый «ликбез»…
– Совершенно верно. На семинарах мы по большому счету не заманиваем клиентов, а рассказываем о ценных бумагах, чтобы люди не боялись фондового рынка, не пугались сложной терминологии и т.п. Сейчас складывается такая ситуация, что для того, чтобы приобрести нового клиента, его сначала нужно обучить, вырастить другими словами.
– Одним из ваших конкурентов в борьбе за новых клиентов является рынок Форекс. Как вы относитесь к этой системе?
– На мой взгляд, на Форексе слишком большой размер кредитного плеча. Например, при плече 1 к 200 изменения против клиента на 0,5% влечет закрытие его счета. Это колебание возможно за долю секунды и сделать что-либо просто невозможно. На Форексе, принеся сто долларов, вы не становитесь собственником валюты на 20 000 долларов. В определенной степени это виртуальная игра, похожая на ставки в казино, особенно в том, что касается небольших денежных сумм. На мой взгляд, реально играть на этом рынке можно, имея возможность внести на счет 20 – 50 тыс. долларов.
С моей точки зрения, торговля на рынке – это обычная работа с собственным имуществом, а не построенная по принципу тотализатора система. Приобретая ценные бумаги компаний, вы реально становитесь их собственником, получаете дивиденды, извещения о собрании акционеров и тому подобное.
– Какие группы населения являются вашими клиентами?
– Условно наших клиентов можно разделить на три группы. Первая группа клиентов вкладывает относительно небольшие средства в инвестиционные фонды. Эти люди что-то слышали о рынке ценных бумаг и впервые решили вложить в него средства. Второй тип клиентов предпочитает инвестировать средства самостоятельно. Это могут быть как студенты экономических вузов, стремящиеся проверить на практике свои знания о фондовом рынке, так и бизнесмены, которые стремятся вложить имеющиеся у них свободные средства, в другой вид бизнеса – диверсифицировать риски.
Третий тип клиентов – люди, готовые разместить средства в доверительное управление. У них есть средства, но по каким либо причинам нет времени управлять самостоятельно. Как правило, это менеджеры среднего и высшего уровня, у которых есть стабильный источник доходов и собственные сбережения. Минимальная сумма вложений данной категории граждан составляет от 300 тысяч рублей.
– Какие основные тенденции на рынке финансовых услуг вы можете выделить?
– На мой взгляд, с рынка будут уходить компании, предоставляющие узкий спектр услуг. Проиллюстрирую это на примере ООО «Компания Брокеркредитсервис». В 1999 году создана была создана собственная Управляющая компания, позднее был приобретен пенсионный фонд, сейчас в планах стоит приобретение банка и возможно страховой компании. На данный момент идет процесс преобразования компании в ОАО. Таким образом, компания имеет планы развития на перспективу и стремится оказывать более широкий спектр услуг в смежных финансовых отраслях.
– Вы упомянули о приобретении пенсионного фонда. Как вы оцениваете перспективы развития данного сектора рынка?
– Если посмотреть правила доверительного управления государственного пенсионного фонда, то можно увидеть, что 98% денежных средств он размещает в государственные ценные бумаги. Соответственно, данный фонд приносит своим пайщикам примерно 5-6% годовых. При темпах инфляции в 11% в прошлом году фактически сбережения обесцениваются на 5% в год. Ситуация с частными пенсионными фондами тоже непростая. Они стремятся перестраховаться, например, могут приобретать например облигации «Газпрома» под 7% годовых и в то же время приобретать облигации других эмитентов под более высокие проценты. Основные перспективы развития системы пенсионных фондов я связываю с привлечением средств на различные долгосрочные инвестиционные проекты.
– Это связано с отсутствием в российской экономике достаточного количества «длинных» денег?
– Действительно, на данный момент их отсутствие ощущается особенно заметно. Предприятиям нужны «длинные» деньги, а банки не готовы выдавать инвестиционные кредиты. В этой связи большое значение приобретают частные пенсионные фонды, способные кредитовать предприятия на достаточно длительные сроки. Однако для того, чтобы подобный механизм заработал, необходимо повышать уровень знаний населения о фондовом рынке, чтобы люди не боялись вкладывать средства в частные ПФ. Специалисты нашей компании уже провели несколько бесплатных семинаров для работников промышленных предприятий, где мы рассказывали о частных пенсионных фондах, мы готовы проводить такую работу и в дальнейшем.
– Есть ли у вас собственные инвестиционные проекты?
– Сейчас мы совместно с компанией «Энергоинвест» создали паевой инвестиционный фонд для строительства офисного комплекса «Павловский». По предварительным оценкам некоторых экспертов, доходность может составить до 30% годовых, однако срок проекта составляет около 2 лет. В случае успешного развития данного проекта мы прогнозируем выход на рынок ПИФов и других челябинских компаний.
– Какие ценные бумаги продемонстрировали наибольшую доходность?
– Из «голубых фишке» хотелось бы отметить акции «Газпрома». Во многом их рост связан со слиянием с компанией «Роснефть», а также отменой ряда искусственных ограничений на хождение акций. Повышается курс акций «Сбербанка», что связано с появлением сообщений о возможном повышении инвестиционного рейтинга России. Среди компаний Челябинской области можно выделить акции Мечела, ОАО «ЧТПЗ».
В целом можно отметить подъем акций нефтедобывающих компаний, что связано с повышением цен на «черное золото». Общемировая тенденция – снижение колебаний рынка, что делает наиболее перспективными не спекулятивные, а долгосрочные вложения в рынок акций.
– Какой прогноз вы можете сделать относительно соотношения курсов доллара и евро?
– Экономика США объективно нуждается в снижении курса доллара для сокращения дефицита торгового баланса. Вероятно, определенное влияние на этот процесс окажет решение китайских властей о более либеральной политике в отношении курса юаня. Возможно, это приведет к повышению курса евро до 1,3 по отношению к доллару. Хотя, на мой взгляд, россиянам давно нужно делать вклады именно в рублях, поскольку они приносят сейчас наибольшую доходность.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Директор челябинского филиала компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахит ...
- Директор челябинского филиала компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахит ...
- Директор челябинского филиала компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахит ...
- Директор челябинского филиала компании «Брокеркредитсервис» Григорий Вахито ...
- Директор Челябинского филиала ИК «БрокерКредитСервис» Григорий Вахитов: В п ...