«Южноуральская панорама» и Татьяна Гончарова считают: «Неудобный закон»

Вступит или нет новый закон о местном самоуправлении в силу, благом или наказанием для области станет отсрочка его вступления, и что вообще ждать главам городов и районов? На эти вопросы отвечает Елена Четвертакова, начальник государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания области.


– Впервые в России сложилась уникальная ситуация. В стране действуют два закона с одинаковым названием «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Один закон, № 154, принят в 1995 году, второй, № 131, – в 2003-м. Их так по номерам все и знают.

Официально сейчас на территории России действует старый, 154-й закон. Но несмотря на то что 131-й вступит в силу в полном объеме только с 1 января 2006 года, а сейчас действует только ряд его положений, вся работа исполнительной и законодательной власти в течение последних двух лет ориентирована на редакцию нового закона. Старый закон еще не отменен, и все планы формируются, и нормативные акты разрабатываются с ориентиром на новый.


– Готова ли наша область к предстоящим переменам?


– Наша область немало сделала, чтобы встретить новый, 131-й закон во всеоружии. Как известно, реформа местного самоуправления включает несколько этапов. Сначала, до 1 января 2005 года, области было необходимо установить границы и наделить соответствующим статусом муниципальные образования. Была проделана поистине гигантская работа, которую мы завершили досрочно, 28 октября 2004 года. Установление границ территорий – это очень важно, потому что без них невозможно нормально работать, собирать налоги, например земельный, распоряжаться собственным имуществом. В результате вместо 289 муниципальных образований в области появилось 317, включающих 16 городских округов и 27 муниципальных районов, объединяющих в общей сложности 28 городских и 246 сельских поселений.


Второй этап официально закончился месяц назад, 1 июля 2005 года. В течение этого времени органам местного самоуправления необходимо было привести в соответствие уставы муниципальных образований.


– Было ли это сделано?


– Частично. Все уставы были приведены в порядок для проведения местных выборов, Что касается остальных вопросов, то здесь приблизительно половина уставов соответствует необходимым нормам, а остальные – нет. В числе первых в полном объеме работа над уставами была завершена в Магнитогорском и Локомотивном городских округах и Ро-зинском городском поселении.


– Какое наказание ждет тех глав, которые не озаботились приведением в порядок своих уставов?


– Органы прокуратуры принесут протесты с требованием привести уставы в соответствие или сразу обратятся в суд, который указанные в уставах нормы признает недействительными.


– Насколько я знаю, многие главы недовольны немалыми расходами, ропщут и утверждают, что им негде взять средства. Возможно, пойдут споры и отказы от неприбыльной собственности.


– Глав понять можно. Но закон обязывает одних передать собственность, а других принять ее. Третьего не дано. Если ты наделен соответственными полномочиями – принимай собственность, регистрируй ее. Все спорные моменты в этом случае будет решать суд. Но никто глав загонять в угол, естественно, не собирается. В случае, если у территории действительно не будет средств на какие-то мероприятия, существуют механизмы межбюджетного регулирования, которые способны помочь выйти из тупикового положения.


– Как вы думаете, не будет ли определенным выходом из этой ситуации отсрочка вступления в силу 131-го закона, предложенная рядом депутатов? Будет ли это интересно нашей области?


– Указанный законопроект отодвигает вступление в силу 131-го закона на 1 января 2009 года. Многие территории этому рады. Но в проекте этого закона есть норма, согласно которой по усмотрению субъектов Российской Федерации 131-й закон на территории отдельного субъекта может вступить в силу до этой даты. Так что, если субъект готов, он может принять этот закон практически в любое время.

Другие материалы по теме: