«Челябинский рабочий» и Лидия Памфилова сообщают: «Торговля без барьеров»

В ближайшее время Россия откроет свои рынки для зарубежных компаний


В Челябинске прошла конференция «Присоединение России к Всемирной торговой организации». В ней приняли участие глава правительственной делегации на переговорах о присоединении России к ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ М. Медведков и заместитель директора этого департамента А. Кушниренко. Они дали эксклюзивное интервью «Челябинскому рабочему».


– В газетах пишут, что вступление России в ВТО – дело ближайших месяцев. Действительно ли это произойдет совсем скоро?


М.М.: Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся на протяжении 12 лет, но мы никогда не были так близки к цели. Если не в конце этого, то в будущем году у нас есть все шансы стать членами ВТО.


– Почему процесс переговоров о вступлении России в ВТО шел так медленно?


А.К.: Объективно мировое сообщество вроде заинтересовано в присоединении нашей страны к ВТО, но каждая сторона старается выторговывать себе как можно больше преимуществ. От нас требуют, чтобы шире открыли рынок, наше правительство старается максимально соблюсти собственные права и интересы.


– В какие отрасли, по-вашему, в первую очередь устремятся западные компании?


А.К.: Туда, где окупаемость быстрее. Это топливно-энергетический комплекс, пищевая и перерабатывающая промышленность...


–... финансы?


А.К.: Западные банки к нам не рвутся. Прием России в ВТО будет стимулировать процесс, ведь само по себе членство в этой организации – своего рода знак качества, гарантия прозрачности бизнеса, что начинает быть привлекательным.


– Многие россияне не ждут от вступления в ВТО ничего хорошего, потому что знают: цены сравняются с мировыми, а вот зарплата, скорее всего, останется прежней...


М.М.: Если говорить в целом о ценообразовании, то вступление в ВТО снизит цены на целый ряд товаров, которые не производятся в России.


– В Челябинской области много металлургических предприятий. Как скажется на них вступление России в ВТО?


М.М.: Металлургия относится к числу наиболее чувствительных к колебаниям рынка, поэтому многие страны поддерживают свои металлургические предприятия и принимают жесткие меры по защите своих рынков. Учитывая, что Россия занимает 10% мирового рынка торговли металлом, эта отрасль отечественной экономики остается наиболее дискриминируемой. Снятие барьеров, связанное с вступлением в ВТО, по самым приблизительным подсчетам, принесет нашим металлургическим компаниям $2 млрд. Кроме того, более широкий доступ на мировые рынки означает дополнительные гарантии занятости, налогов и прибыли не только металлургам, но и трубникам, ферросплавщикам – всем, кто работает с российским металлом.


– Тут возникает другая опасность. Интенсификация и увеличение объемов металлургического и смежного производства осложнит и без того неприглядную экологическую картину крупных городов. Будут ли здесь какие-то сдерживающие рычаги?


М.М.: Каждая страна устанавливает свои характеристики воздуха, которым хочет дышать. ВТО здесь не предусматривает каких-то своих правил, хотя есть ряд стран, которые стремятся их ввести, но – своеобразным образом: они хотят заставить нас тратить на природоохранные мероприятия столько же, сколько они, либо получить возможность применять против наших товаров антидемпинговые пошлины, которые бы компенсировали разницу в затратах на природоохранные мероприятия. Для нас такой путь неприемлем.


А.К.: Тут много зависит от самих предприятий, от уровня развития бизнеса. Чем лучше он работает, тем больше денег, в том числе и на природоохранную деятельность. В этом плане членство в ВТО с его возможностями экономического роста должно улучшить ситуацию с соблюдением природоохранных мероприятий.

Другие материалы по теме: