Надежда Колотова: Официальная статистика — необходимое звено информационной системы Челябинской области

Руководитель Челябинскстата, кандидат экономических наук Надежда Колотова — об актуальном состоянии системы статистического учета на Южном Урале

Российской государственной статистике исполнилось 200 лет.

Официальная статистика является необходимым звеном информационной системы, обеспе-чивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении страны. Такая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в особом документе Статистической комиссии ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11–15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемо-му в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится ин-формация. Информатизация экономики стала важным средством повышения эффективности использования производственных ресурсов, интенсивности воспроизводственного процесса и обеспечения ускоренных темпов экономического роста.

Первоочередной задачей, стоящей перед органами статистики, всегда являлось обеспечение органов власти и управления своевременной, достоверной, полной официальной статистиче-ской информацией для принятия ими оптимальных решений.

В научной литературе слово «статистика» первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», то есть систематический сбор и предоставление данных о населе-нии, государственном устройстве, территории, природных ресурсах, функционировании эко-номики страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.

История возникновения и развития российской государственной статистики характеризуется, главным образом, развитием общества и государства, их социально-экономическими потреб-ностями.

Собирание на Руси сведений, практически важных для государственного управления, отно-сится к глубокой древности. Эти сведения были нужны для обложения населения податями и повинностями.

Датой обретения отечественной статистикой государственного статуса может считаться 25 июня 1811 года. В этот день императорским манифестом Александра I было учреждено Ста-тистическое отделение при Министерстве полиции. К этому времени в России уже был нако-плен большой опыт по сбору статистических сведений. С начала XIX века в нашей стране централизованно собирались данные о промышленных мануфактурах и заводах, торговле, финансах, таможенном деле и других сферах хозяйственной деятельности. Собирались све-дения о социальном и экономическом положении губерний. Для полноты и достоверности сведений, собираемых с губерний, в середине XIX века были созданы губернские статисти-ческие комитеты.

«Говорить о пользе необходимости государственной статистики, без которой не может быть сделано ни одно почти общее или частное распоряжение, я считаю излишним», — писал в то время министр внутренних дел граф Л.А. Перовский.

В 50-е годы XIX века статистиками был проведен ряд социально-статистических работ, ха-рактеризующих крепостное население России, цены на землю, состояние помещичьего зем-левладения, характер землепользования, крепостных повинностей и задолженностей поме-щиков, которые стали основой для проведения реформы 1861 года.

Вслед за реформой 1861 года в России были созданы органы местного самоуправления — земские учреждения (земства). Потребности земских учреждений в информации о хозяйст-венном развитии, культуре, здравоохранении, транспорте привели к возникновению и разви-тию земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики, в пер-вую очередь деревни.

Развитие промышленности в конце XIX века привело к возникновению фабрично-заводских инспекций, которые вели текущую статистику, разрабатывали данные по статистике труда, в том числе о составе рабочей силы, несчастных случаях, стачках и др.

Опыт правительственной и земской статистики в России позволил научно осмыслить приме-нение статистической информации в различных отраслях. В конце XIX — начале XX века стали зарождаться отраслевые статистики: сельскохозяйственная, промышленная, торговли, труда, бюджетная статистика и др.

Новый виток развития государственная статистика получила в советский период. В условиях невероятной разрухи, в которой оказалась Россия после гражданской войны (1917–1922 гг.), приступить к планомерному восстановлению экономики без опоры на статистическую ин-формацию было невозможно.

В 1918 году советским правительством, осознавшем потребность в официальной статистике, было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ).

С 1917 по 1930 год работниками государственной статистики был выполнен ряд крупнейших статистических обследований (жилищная перепись; десятипроцентная перепись крестьян-ских хозяйств; бюджетные обследования; демографическо-профессиональная перепись насе-ления 1920 года, сочетавшаяся с сельскохозяйственной переписью; учет промышленности по краткой программе, перепись учреждений народного образования), благодаря которым были получены обширные материалы, позволившие охарактеризовать состояние и развитие госу-дарственной экономики. Материалы целого ряда проведенных статистиками специальных переписей и обследований легли в основу разработки Государственного плана электрифика-ции России (ГОЭЛРО).

В 1926 году была проведена Всеобщая перепись населения, а в 1927 году — Всесоюзная школьная перепись, материалы которой были использованы при разработке программы пе-рехода страны к обязательному начальному образованию.

Для обеспечения органов власти губерний статистической информацией, необходимой для правильного ведения хозяйства, в регионах были созданы статистические бюро. В том числе и в Челябинской губернии в ноябре 1919 года начало свою деятельность Челябинское Губ-статбюро. В круг деятельности Губстатбюро входили проведение и разработка специальных переписей: населения, промышленных, сельскохозяйственных, поземельных, профессио-нальных и других; наблюдение за сельскохозяйственной жизнью губернии: учет урожая и посевных площадей, регистрация цен, выработка земельных норм, распределение земли по угодьям, изучение организации посевной площади, скотоводства; наблюдения за торговлей и промышленностью; выработка губернского плана школьной сети; составление карты губер-нии, списков волостей, станиц и т.д. То есть через официальный статический учет всесто-ронне освещалось состояние и особенности жизни Челябинской губернии.

Созданная одновременно с Губернским статбюро сеть первичных органов наблюдения — волостные (районные) статистики, добровольные статистические корреспонденты на селе и фабрично-заводские регистраторы — была призвана собирать материалы с мест. В шести уездах губернии — Челябинском, Курганском, Троицком, Верхнеуральском, Миасском и Куртамышском — работало 59 статистиков. Задачи уездных статистических бюро заключа-лись в получении статистических материалов, проверке и первичной их разработке, накопле-нии статистического материала и информировании местных органов власти о состоянии на-родного хозяйства в уезде.

Собранные в 20–30-е годы прошлого века органами государственной статистики Челябин-ской области данные позволили заложить информационную основу для планирования и раз-вития экономики Южного Урала.

По мере экономических преобразований в стране менялось содержание статистической ин-формации. Принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в 1929 году и претворение в жизнь идеологии жесткой плановой экономики поставило перед государст-венной статистикой задачу контроля за ходом выполнения плана, а также своевременного обеспечения плановых расчетов статистическими данными.

В 30–40 годы XX века органами статистики Челябинской области была осуществлена боль-шая работа по упорядочению учета и отчетности, проведен ряд важных переписей: промыш-ленного оборудования, городского коммунального хозяйства, розничной сети, скота, а также выполнен пересчет по итогам первой пятилетки в объеме территории вновь образованной области.

В начале 1939 года челябинскими статистиками были проведены работы по Третьей Всесо-юзной переписи населения. По итогам переписи был проведен анализ изменений численно-сти и состава населения области, который был широко использован руководящими и плано-выми органами в их практической работе.

В начале 40-х годов XX века характерной чертой в работе органов государственной стати-стики был переход от единовременных обследований к обработке годовых отчетов предпри-ятий промышленности, сельского хозяйства, коммунального и других отраслей народного хозяйства. Был налажен текущий учет на предприятиях, введена статистическая отчетность как основной источник данных текущей статистики.

В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного вре-мени.

За время войны статистиками было проведено более 100 срочных переписей. На одном из докладов об итогах срочных переписей, представленных Центральным статистическим управлением в правительство в первый период войны, И.В. Сталин написал: «Ценность этой информации равна крупной победе на фронте».

Перемещение в годы войны большого количества людей и промышленных предприятий на Урал потребовало от работников Челябинской статистики более оперативного и точного уче-та. Первостепенное значение приобрели обследования и расчеты численности и состава прибывшего населения, сведения о результатах его расквартирования, оперативная статисти-ка о восстановлении и вводе в действие важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий. Была организована суточная и декадная отчетность о выполнении плана по производству некоторых важнейших видов промышленной продукции в натуральном выра-жении, налажен строжайший учет особо важных видов сырья, материалов и оборудования.

Начиная с 1942 года сектор сельскохозяйственной статистики Челябинского областного ста-тистического управления составлял пятидневную сводную отчетность о подготовке к весен-нему севу, выполнении плана сева, уборке урожая. Ежемесячно собиралась и доводилась до руководства области информация о состоянии животноводства в колхозах, ежегодно прово-дился учет скота, находящегося в личных хозяйствах колхозников и рабочих.

В послевоенные годы главной задачей, стоящей перед областными органами государствен-ной статистики, являлась разработка и своевременное представление в центральные стати-стические и местные руководящие органы достоверных, научно обоснованных данных, ха-рактеризующих ход экономического и социального развития Челябинской области. Им вме-нялось также в обязанность учитывать материальные ресурсы и их использование, способст-вовать выявлению резервов. После окончания войны и до 1947 года органами статистики были проведены срочные переписи оборудования и материалов, единовременные учеты ра-бочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, заработной плате. Возобновились ежегод-ные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.

50–60-е годы — период развития всех сфер народного хозяйства страны. Очевидны достиже-ния в области промышленности, транспорта, образования, науки, культуры, резко увеличи-лись темпы строительства. И вся эта динамичность развития отражалась в официальной ста-тистической информации.

В это время в связи с ликвидацией министерств, проведением централизации учета и отчет-ности значительно увеличился объем проводимых органами государственной статистики работ. Все основные разработки статистической отчетности, которые раньше велись отрасле-выми министерствами, подведение итогов исполнения народнохозяйственных планов стали выполняться органами статистики.

Вся отчетность от предприятий и строек Челябинской, Оренбургской и Курганской областей в эти годы обрабатывалась в Челябинском областном статуправлении. Для ускорения обра-ботки увеличившегося объема статистической информации потребовалось усиление механи-зации и автоматизации вычислительных работ. В 1957 году при Челябинском областном ста-тистическом управлении была создана машиносчетная станция, которая была оснащена 16 счетно-клавишными суммирующими и 20 вычислительными машинами. Для оформления статистических материалов в 1958 году был создан отдел копировально-множительной печа-ти, который располагал аппаратом «Ротапринт», ротатором и фотооборудованием.

Повышение технической оснащенности органов Челябинской статистики позволило сокра-тить сроки разработки и предоставления информации, необходимой для оперативного руко-водства и планирования народного хозяйства страны и области.

С середины 50-х годов прошлого столетия на статистические органы Челябинской области была возложена обязанность по расчету балансов, необходимых органам управления для планирования народного хозяйства (до этого времени балансы составлял Облплан). Сначала это был баланс денежных доходов и расходов населения, затем баланс потребления населе-нием основных продуктов питания: мяса и мясных продуктов, молока и молочных продук-тов, яиц, хлебобулочных изделий и овощей. А в 1959 году был составлен первый отчетный межотраслевой баланс (базовые таблицы «затраты-выпуск»).

В этом же году органы государственной статистики области участвовали в проведении пер-вой послевоенной Всесоюзной переписи населения. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.

В 70–80-е годы предыдущего века значительное место в работе статистических органов Че-лябинской области, как и всей страны, занимала борьба с приписками и обманом государст-ва, с искажениями в отчетах предприятий, строек, организаций.

Проверками достоверности отчетных данных были охвачены практически все отрасли эко-номики. Результаты этих проверок, докладные записки, акты проверок регулярно представ-лялись органам исполнительной власти, комитетам народного контроля, министерствам и ведомствам, на чьих предприятиях и организациях были выявлены искажения отчетных дан-ных. Часто проверки проводились совместно с работниками финансовых и банковских ор-ганов и комитетов народного контроля. В результате таких комплексных проверок наруши-тели государственной отчетной дисциплины несли моральную и материальную ответствен-ность.

В конце XX века, имея широкие возможности для изучения реальной жизни, органы стати-стики одними из первых ощутили накапливающиеся в стране проблемы (снижение роста производительности труда и общих темпов роста производства и т.д.), задержку с их реше-нием, что повлекло за собой дальнейшее нарастание экономических и социальных трудно-стей.

Начальный период перехода экономики страны к рыночным отношениям был сопряжен с изменениями структуры народного хозяйства, возникновением новых видов предприятий и организаций, быстрым ростом негосударственного сектора экономики. Для наиболее полно-го отслеживания социально-экономических преобразований, происходящих в стране, в офи-циальный статистический учет были введены многие индикаторы, характеризующие прива-тизацию, инфляцию, занятость, доходы населения и т.п.

Особое внимание органов государственной статистики Челябинской области в переходный период было сосредоточено на обеспечении оперативной, достоверной информацией органов государственного управления области для выработки эффективных мер по предотвращению негативных тенденций развития рынка (недогрузка производственных мощностей, рост без-работицы, инфляция и т.д.), а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой и социальной сферой области.

Сегодня государственная статистика Челябинской области развивается в условиях значи-тельных социально-экономических перемен, административной реформы, перехода на меж-дународные стандарты отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципи-ально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстат) является основным производителем и поставщиком информации в границах Челябинской области. Он имеет большие информационные ресурсы, сформирован-ные на основе сбора и обработки сведений 226 форм федерального статистического наблю-дения. Челябинскстат собирает, обрабатывает, формирует и анализирует информацию, ха-рактеризующую промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транс-порт, связь, внешнюю и внутреннюю торговлю, услуги. В информационных ресурсах Челя-бинскстата имеются сведения, дающие общую характеристику предприятий и организаций, данные о малом предпринимательстве и организациях с участием иностранного капитала, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Разрабатывается информация о финансовом состоя-нии организаций, инновациях и инвестициях, ценах и тарифах. Особое место занимают ста-тистические данные, отражающие различные аспекты уровня жизни населения и развития секторов социальной сферы, — демографию, занятость и безработицу, денежные доходы и расходы населения, жилищные условия, уровень образования, заболеваемость и медицинское обслуживание, культуру и отдых, правонарушения и охрану окружающей среды. Формиру-ется статистическая информация по муниципальным образованиям Челябинской области, а также по отдельным субъектам Российской Федерации.

Официальная статистическая информация, формируемая Челябинскстатом, сегодня широко востребована органами государственной власти и местного самоуправления. На основе офи-циальных статистических данных осуществляется оценка хозяйственной деятельности Челя-бинской области, рыночной экономической конъюнктуры; определяется инвестиционная привлекательность региона, что позволяет установить цели и задачи управления, разрабаты-вать программы и прогнозы социально-экономического развития. Данные Челябинскстата об экономическом положении в области, о существующей покупательной способности населе-ния, его составе и численности, рентабельности предприятий различных видов деятельности, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государст-венным службам для совершенствования системы налогообложения, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Челя-бинской области осуществляется на основании официальных статистических данных.

Челябинскстатом осуществляется информационное обеспечение хода реализации приоритет-ных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Раз-витие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Образование».

Значимость официальных статистических данных не вызывает сомнений. Так, данные прове-денной органами государственной статистики первой Всероссийской переписи населения 2002 года послужили импульсом для разработки новой демографической политики. На под-держку материнства и детства были направлены немалые бюджетные средства — появились родовые сертификаты, материнский капитал. Материалы переписи, которые являются един-ственным источником информации по отдельным вопросам (национальность, уровень обра-зования, брачность и др.), были в полном объеме востребованы органами управления Челя-бинской области для подготовки Концепции демографической политики, Концепции реали-зации государственной национальной политики в Челябинской области, программ развития образования и здравоохранения и т.д. Информация Всероссийской переписи населения 2010 года послужит основой для принятия новых управленческих решений, в том числе и в вопро-сах демографии.

Данные еще одной масштабной работы, Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, позволили сформировать информационную базу об основных характеристиках и струк-туре сельского хозяйства Челябинской области, о наличии и использовании его ресурсного потенциала и использовались при разработке большинства государственных программ, на-правленных на развитие и поддержку агропромышленного комплекса.

В этом году Челябинскстатом проводится не менее важная и сложная работа — сплошное обследование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Это обследование позво-лит сформировать показатели предпринимательской деятельности по муниципальным обра-зованиям, определить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику каждого муниципального образования, определить перспективы его развития.

Предстоящее выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на произ-водство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйст-вующих субъектов за 2011 год, которое будет проведено в 2012 году, позволит сформировать информационную базу для разработки таблиц «затраты-выпуск», отражающих межотрасле-вые и структурные пропорции экономики России и субъектов Российской Федерации, спо-собствующих получению данных о количественных взаимосвязях между затратами и конеч-ными результатами производства.

Начиная с 2011 года в рамках системы статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболе-ваемости и инвалидизации населения, принятой согласно решениям Правительства Россий-ской Федерации, с постоянной очередностью будут проведены обследования условий жизни населения; репродуктивных планов населения; использования суточного фонда времени на-селением; поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения; рациона питания населения; использования труда мигрантов; трудоустройства выпускников учрежде-ний профессионального образования. Это даст возможность сформировать статистическую информацию по социальным вопросам как комплекс количественных измерений обществен-ных процессов, рассматриваемых через оценку их проявления с позиции человека, семьи, домохозяйства. Анализ данных этих обследований позволит органам власти принять новые решения по вопросам социальной политики Челябинской области и страны в целом.

Официальная статистическая информация необходима не только государственным органам власти, но и руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям Челябинской области. С помощью статистической информации руководитель может проанализировать, как обстоят дела с положением его предприятия на том или ином рынке. С усилением конку-ренции потребность в официальной статистической информационной базе резко возросла, так как ни менеджеры, ни маркетологи отдельной фирмы не способны самостоятельно, без использования официальных статистических данных, получить истинную картину состояния и развития покупательских доходов населения и эластичности спроса, без которой невоз-можно сформировать правильно объемы и ассортимент производства. Отсутствие или недос-таточная объективность этих, очень необходимых, данных ведет к излишним затратам и бан-кротству отдельных фирм. Наличие официальной статистической информации позволяет фирмам экономить на трудовых и материальных затратах по сбору информации, более каче-ственно проводить анализ бизнес-процессов.

Круг пользователей официальной статистической информации в Челябинской области не-прерывно расширяется. Статистические данные нужны коммерческим банкам, чтобы пред-ставлять возможности расширения клиентской базы, классифицировать заемщиков и т.д. Статистическую информацию используют студенты и школьники для написания индивиду-альных проектов, курсовых, дипломных работ; она необходима аспирантам при выполнении диссертационных исследований; без статистики не могут обойтись ученые. Любой гражда-нин может заинтересоваться статистикой. Ее широко применяют средства массовой инфор-мации (СМИ).

Одной из основных форм распространения официальной статистической информации явля-ются печатные издания.

Ежегодно Челябинскстат выпускает более 200 экономико-статистических материалов (без учета периодичности выпуска комплексной и отраслевой направленности). Это статистиче-ские сборники, справочники, бюллетени, доклады, аналитические записки, экспресс-информации. Постоянно проводится работа по повышению содержательности и информаци-онной наполняемости статистических публикаций, улучшению их оформления и полиграфи-ческого исполнения.

Важную роль в распространении официальной статистической информации, повышении ее оперативности и достоверности играет официальный интернет-сайт Челябинскстата, струк-тура которого постоянно модернизируется, а информационная составляющая актуализирует-ся.

На интернет-сайте Челябинскстата в открытом доступе размещается на следующий день по-сле ее выпуска официальная статистическая информация, отражающая важнейшие показате-ли социально-экономического развития Челябинской области, разрабатываемая в соответст-вии с Федеральным планом статистических работ.

Для повышения оперативности получения официальной статистической информации в Челя-бинскстате внедряется способ сбора от респондентов статистических данных в электронном виде с электронно-цифровой подписью, система электронного документооборота, создана выделенная сеть IP-телефонии.

Информационные ресурсы органов государственной статистики являются одним из ключе-вых элементов рынка социально-экономической информации в Челябинской области и в зна-чительной степени определяют основные тенденции его развития. С момента своего зарож-дения статистика служила и продолжает служить обществу, анализируя собранную инфор-мацию о настоящем, позволяя прогнозировать будущее и объективно рассказывая о прошлом страны и регионов.

Другие материалы по теме: