Standard & Poor’s: Прямые выборы губернаторов могут привести к повышению качества институциональной среды
УрБК, Москва, 21.03.2012. Смена губернатора не оказывает немедленного влияния на кредитоспособность региона, заявили в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s.
«Ни один из губернаторов не был смещен с должности из-за слабых бюджетных показателей, высокого уровня задолженности или постоянно высокого риска рефинансирования — за исключением случаев явного нецелевого расходования бюджетных средств. Более того, многим губернаторам регионов, испытывающих постоянные финансовые трудности, неоднократно удавалось продлевать свои полномочия», — напоминают в агентстве.
«По нашему мнению, в процессе выбора кандидатуры губернатора приоритеты финансовой политики вообще не рассматриваются как определяющий фактор. Как следствие, в большинстве случаев мы видим, что новый губернатор вступает в должность, не имея четкой финансовой стратегии или команды чиновников, отвечающих за управление финансами, которая была бы способна разработать и проводить новую финансовую политику. Обычно для разработки новой финансовой политики, если она вообще разрабатывается, новым губернаторам и их командам требуется несколько месяцев. Помимо ограниченной прозрачности процесса выбора губернатора, большинство регионов сталкиваются с проблемой недостаточной институционализации лучших практик в сфере управления финансами. Бюджетное планирование остается в значительной степени краткосрочным, основной акцент делается на составление бюджета на один год на основе достигнутых результатов, долгосрочное планирование находится на начальной стадии развития, повсеместно отсутствует сценарный анализ. Отсутствие долгосрочной финансовой стратегии также приводит к существенным изменениям финансовых показателей даже в течение срока работы одной администрации, что уже учитывается в уровне рейтингов, которые мы присваиваем российским регионам. Теоретически замена губернатора может негативно сказаться на последовательности финансовой политики региона. Однако для регионов этот риск невысок, поскольку они не составляют надежных среднесрочных финансовых планов и не имеют долгосрочной финансовой стратегии», — констатируют в Standard & Poor’s.
«Первые меры, которые вновь назначенные губернаторы принимают в бюджетной сфере, преимущественно ограничиваются приостановкой инвестиционных проектов, начатых прежней администрацией. Это приводит к консолидации бюджета и замедлению темпов наращивания долга или даже к его снижению. Такие решения могут оказать позитивное влияние на финансовые показатели, уровень долга и показатели ликвидности региона в краткосрочной перспективе, но они также увеличивают давление на расходную часть бюджета и еще больше сдерживают его финансовую гибкость в долгосрочном плане», — отмечают в агентстве.
«Вместе с тем это не означает, что финансовая политика новой администрации не может оказать влияние на кредитоспособность региона через некоторое время. Несмотря на невысокую предсказуемость изменений, происходящих в системе межбюджетных отношений, и на ограниченную гибкость бюджета (особенно его доходной части), у губернаторов есть возможность оказывать влияние на кредитоспособность своих регионов. Губернатор как глава исполнительной власти определяет масштаб программы капиталовложений и связанную с ними политику в отношении долга и ликвидности — элементы, которые мы считаем важнейшими в нашей оценке кредитоспособности региональных и местных органов власти. Кредитоспособность многих российских регионов зависит от этих факторов, поскольку многие из них испытывают негативное влияние рисков рефинансирования и недостаточного финансирования услуг общественного сектора», — полагают в Standard & Poor’s.
«По нашему мнению, переход к прямым выборам губернаторов может привести к тому, что кандидаты на должность губернатора должны будут публично заявить о приоритетах своей финансовой политики еще до выборов, и это будет означать, что смена губернаторов станет более важным для определения кредитоспособности региона фактором, чем она является в настоящее время. Кроме того, прямые выборы губернаторов могут привести к повышению качества институциональной среды, в рамках которой регионы осуществляют свою деятельность, в результате повышения ответственности губернаторов перед законодательным органом власти и населением. Тем не менее, мы не можем исключать возможности негативного рейтингового действия в отношении регионов в результате прямого избрания губернаторов, если показатели долга и управление ликвидностью будут подвержены более высоким рискам по сравнению с текущим уровнем или если финансовый менеджмент ухудшит финансовую гибкость региона и его устойчивость по отношению к внешним стрессовым ситуациям», — подчеркивают в Standard & Poor’s.
«Вместе с тем, на наш взгляд, укрепление связи между заменой губернаторов и характеристиками кредитоспособности региона может создать вероятность негативного рейтингового действия — например, если победивший кандидат не будет придерживаться взвешенной финансовой политики, что приведет к чрезмерному наращиванию долга и давлению на ликвидность, или если он будет принимать бюджетные меры, не соответствующие экономическим и финансовым характеристикам региона. Вместе с тем прямые выборы могут повысить подотчетность губернатора перед законодательным органом и электоратом региона и, в конечном счете, содействовать повышению прозрачности и устойчивости институциональной структуры, в рамках которой российские регионы осуществляют свою деятельность», — заключили в Standard & Poor’s.
«Ни один из губернаторов не был смещен с должности из-за слабых бюджетных показателей, высокого уровня задолженности или постоянно высокого риска рефинансирования — за исключением случаев явного нецелевого расходования бюджетных средств. Более того, многим губернаторам регионов, испытывающих постоянные финансовые трудности, неоднократно удавалось продлевать свои полномочия», — напоминают в агентстве.
«По нашему мнению, в процессе выбора кандидатуры губернатора приоритеты финансовой политики вообще не рассматриваются как определяющий фактор. Как следствие, в большинстве случаев мы видим, что новый губернатор вступает в должность, не имея четкой финансовой стратегии или команды чиновников, отвечающих за управление финансами, которая была бы способна разработать и проводить новую финансовую политику. Обычно для разработки новой финансовой политики, если она вообще разрабатывается, новым губернаторам и их командам требуется несколько месяцев. Помимо ограниченной прозрачности процесса выбора губернатора, большинство регионов сталкиваются с проблемой недостаточной институционализации лучших практик в сфере управления финансами. Бюджетное планирование остается в значительной степени краткосрочным, основной акцент делается на составление бюджета на один год на основе достигнутых результатов, долгосрочное планирование находится на начальной стадии развития, повсеместно отсутствует сценарный анализ. Отсутствие долгосрочной финансовой стратегии также приводит к существенным изменениям финансовых показателей даже в течение срока работы одной администрации, что уже учитывается в уровне рейтингов, которые мы присваиваем российским регионам. Теоретически замена губернатора может негативно сказаться на последовательности финансовой политики региона. Однако для регионов этот риск невысок, поскольку они не составляют надежных среднесрочных финансовых планов и не имеют долгосрочной финансовой стратегии», — констатируют в Standard & Poor’s.
«Первые меры, которые вновь назначенные губернаторы принимают в бюджетной сфере, преимущественно ограничиваются приостановкой инвестиционных проектов, начатых прежней администрацией. Это приводит к консолидации бюджета и замедлению темпов наращивания долга или даже к его снижению. Такие решения могут оказать позитивное влияние на финансовые показатели, уровень долга и показатели ликвидности региона в краткосрочной перспективе, но они также увеличивают давление на расходную часть бюджета и еще больше сдерживают его финансовую гибкость в долгосрочном плане», — отмечают в агентстве.
«Вместе с тем это не означает, что финансовая политика новой администрации не может оказать влияние на кредитоспособность региона через некоторое время. Несмотря на невысокую предсказуемость изменений, происходящих в системе межбюджетных отношений, и на ограниченную гибкость бюджета (особенно его доходной части), у губернаторов есть возможность оказывать влияние на кредитоспособность своих регионов. Губернатор как глава исполнительной власти определяет масштаб программы капиталовложений и связанную с ними политику в отношении долга и ликвидности — элементы, которые мы считаем важнейшими в нашей оценке кредитоспособности региональных и местных органов власти. Кредитоспособность многих российских регионов зависит от этих факторов, поскольку многие из них испытывают негативное влияние рисков рефинансирования и недостаточного финансирования услуг общественного сектора», — полагают в Standard & Poor’s.
«По нашему мнению, переход к прямым выборам губернаторов может привести к тому, что кандидаты на должность губернатора должны будут публично заявить о приоритетах своей финансовой политики еще до выборов, и это будет означать, что смена губернаторов станет более важным для определения кредитоспособности региона фактором, чем она является в настоящее время. Кроме того, прямые выборы губернаторов могут привести к повышению качества институциональной среды, в рамках которой регионы осуществляют свою деятельность, в результате повышения ответственности губернаторов перед законодательным органом власти и населением. Тем не менее, мы не можем исключать возможности негативного рейтингового действия в отношении регионов в результате прямого избрания губернаторов, если показатели долга и управление ликвидностью будут подвержены более высоким рискам по сравнению с текущим уровнем или если финансовый менеджмент ухудшит финансовую гибкость региона и его устойчивость по отношению к внешним стрессовым ситуациям», — подчеркивают в Standard & Poor’s.
«Вместе с тем, на наш взгляд, укрепление связи между заменой губернаторов и характеристиками кредитоспособности региона может создать вероятность негативного рейтингового действия — например, если победивший кандидат не будет придерживаться взвешенной финансовой политики, что приведет к чрезмерному наращиванию долга и давлению на ликвидность, или если он будет принимать бюджетные меры, не соответствующие экономическим и финансовым характеристикам региона. Вместе с тем прямые выборы могут повысить подотчетность губернатора перед законодательным органом и электоратом региона и, в конечном счете, содействовать повышению прозрачности и устойчивости институциональной структуры, в рамках которой российские регионы осуществляют свою деятельность», — заключили в Standard & Poor’s.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Standard & Poor's подтвердило рейтинг Челябинской области на уровне «BB+»
- Агентство «Standard & Poor's» подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги ...
- Standard & Poor's: Изношенная инфраструктура ограничивает кредитное качест ...
- Standard & Poor's: Предстоящие выборы негативно отразятся на сбалансирован ...
- Компания Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам ЗАО «Банк Русс ...