Кабальные условия: Поставщики недовольны политикой торговых сетей
Проблема с вхождением в торговые сети по-прежнему остается актуальной для российских производителей. Каждый четвертый поставщик продуктов питания не работает с ритейлерами. Главные причины — неприемлемые условия сотрудничества, высокая входная плата. Только 9% поставщиков не производят «специальных» выплат в торговые сети. Таковы результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Согласно данным опроса, в настоящее время с торговыми сетями сотрудничают три четверти компаний-поставщиков продуктов питания (77%). Каждая третья компания, поставляющая товары в федеральные сети магазинов, работает с «Магнитом» (36%), каждая пятая — с «Пятерочкой» (20%) и «Перекрестком» (19%).
Почти четверть (23%) опрошенных сообщили, что в настоящее время не взаимодействуют с торговыми сетями: в том числе 18% пытались «установить контакт», но им это не удалось и 5% ранее реализовывали через них свою продукцию, однако сейчас этого не делают. Главными причинами отказа от сотрудничества, по словам представителей поставщиков, являются неприемлемые условия торговых сетей (23%), высокий процент платежей (17%), длительные сроки оплаты (16%) и др.
Те компании, чье сотрудничество с торговыми сетями по тем или иным причинам не сложилось (18%), оценивают объем необходимой информации об условиях отбора поставщиков, предоставляемой магазинами, в среднем на 2,5 балла (из 5 возможных), 40% опрошенных отметили, что сведений по данному вопросу совершенно недостаточно (1 балл). Обратного мнения придерживаются вдвое меньше (17%) — по их словам информация предоставляется в полном объеме (5 баллов).
Двум третям поставщиков, имеющих опыт работы с торговыми сетями (68%), для реализации своей продукции приходится осуществлять в торговые сети специальные платежи. У 23% компаний это менее 10% от товарооборота, у 25% — от 10% до 20%. Каждый пятый поставщик (20%) вынужден отчислять более 20% своего товарооборота. И только 9% респондентов сказали, что их компании подобных «выплат» не производят.
Гибкость торговых сетей в отношении изменений установленной формы договора представители компаний, работающих с сетями в настоящее время, оценивают в среднем на 3 балла (из 5 возможных). Если 29% опрошенных убеждены, что внести свои условия в договор абсолютно реально, 14% — вполне вероятно, то 32%, напротив, полагают, что это совершенно невозможно, 11% — крайне затруднительно.
Более половины опрошенных (54%), чьи компании когда-либо осуществляли поставки продуктов в торговые сети, называют их требования в целом простыми и прозрачными (не согласны с этим 44%). Однако различные аспекты сотрудничества с сетевыми магазинами поставщиков зачастую не устраивают. Политику торговых сетей считают достаточно авторитарной: о навязывании ими своих условий сотрудничества говорят 73%. Еще 65% отметили, что при согласовании условий договора коммерческие интересы поставщиков не всегда учитываются. Каждый второй отмечает случаи оформления обязательных «входных билетов» под видом добровольных услуг (54%) и понуждения к заключению дополнительного договора оказания услуг, направленного на продвижение товара (54%).
Опрос ВЦИОМ проведен по заказу Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) в феврале-марте 2015 года. Опрошено 503 сотрудника компаний-поставщиков продуктов питания в 7 федеральных округах.
Согласно данным опроса, в настоящее время с торговыми сетями сотрудничают три четверти компаний-поставщиков продуктов питания (77%). Каждая третья компания, поставляющая товары в федеральные сети магазинов, работает с «Магнитом» (36%), каждая пятая — с «Пятерочкой» (20%) и «Перекрестком» (19%).
Почти четверть (23%) опрошенных сообщили, что в настоящее время не взаимодействуют с торговыми сетями: в том числе 18% пытались «установить контакт», но им это не удалось и 5% ранее реализовывали через них свою продукцию, однако сейчас этого не делают. Главными причинами отказа от сотрудничества, по словам представителей поставщиков, являются неприемлемые условия торговых сетей (23%), высокий процент платежей (17%), длительные сроки оплаты (16%) и др.
Те компании, чье сотрудничество с торговыми сетями по тем или иным причинам не сложилось (18%), оценивают объем необходимой информации об условиях отбора поставщиков, предоставляемой магазинами, в среднем на 2,5 балла (из 5 возможных), 40% опрошенных отметили, что сведений по данному вопросу совершенно недостаточно (1 балл). Обратного мнения придерживаются вдвое меньше (17%) — по их словам информация предоставляется в полном объеме (5 баллов).
Двум третям поставщиков, имеющих опыт работы с торговыми сетями (68%), для реализации своей продукции приходится осуществлять в торговые сети специальные платежи. У 23% компаний это менее 10% от товарооборота, у 25% — от 10% до 20%. Каждый пятый поставщик (20%) вынужден отчислять более 20% своего товарооборота. И только 9% респондентов сказали, что их компании подобных «выплат» не производят.
Гибкость торговых сетей в отношении изменений установленной формы договора представители компаний, работающих с сетями в настоящее время, оценивают в среднем на 3 балла (из 5 возможных). Если 29% опрошенных убеждены, что внести свои условия в договор абсолютно реально, 14% — вполне вероятно, то 32%, напротив, полагают, что это совершенно невозможно, 11% — крайне затруднительно.
Более половины опрошенных (54%), чьи компании когда-либо осуществляли поставки продуктов в торговые сети, называют их требования в целом простыми и прозрачными (не согласны с этим 44%). Однако различные аспекты сотрудничества с сетевыми магазинами поставщиков зачастую не устраивают. Политику торговых сетей считают достаточно авторитарной: о навязывании ими своих условий сотрудничества говорят 73%. Еще 65% отметили, что при согласовании условий договора коммерческие интересы поставщиков не всегда учитываются. Каждый второй отмечает случаи оформления обязательных «входных билетов» под видом добровольных услуг (54%) и понуждения к заключению дополнительного договора оказания услуг, направленного на продвижение товара (54%).
Опрос ВЦИОМ проведен по заказу Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) в феврале-марте 2015 года. Опрошено 503 сотрудника компаний-поставщиков продуктов питания в 7 федеральных округах.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Кабальные условия: Поставщики недовольны политикой торговых сетей
- ФАС РФ: Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу л ...
- Министерство сельского хозяйства России готовит список социально значимых т ...
- Руководитель УФАС России по Челябинской области Анна Козлова: Проблема моно ...
- X5 Retail Group: Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новы ...