Интернет-банкинг и кредитование: Самые популярные финансовые услуги среди бизнеса

Интернет-банкинг — наиболее востребованная и универсальная банковская услуга среди компаний, зарплатные проекты менее популярны и чаще распространены среди крупных предприятий. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2015 года.

Самая востребованная среди российских компаний банковская услуга — системы дистанционного обслуживания («Интернет-Банк», «Клиент-банк»), более половины опрошенных (56%) предпринимателей указали, что в настоящее время пользуются ею. При этом в большей степени это свойственно средним по численности сотрудников организациям (72%), а в меньшей — малому бизнесу (49%).

Вторая по распространенности среди бизнеса услуга — кредитование, четверть руководителей отметили ее (26%), и чем масштабнее компания, тем чаще такая услуга становится востребована (25% среди малых предприятий против 33% среди крупных).

Зарплатные проекты имеют только 18% предприятий, и такая банковская услуга — третья по популярности среди бизнеса. Однако и здесь есть особенность, крупные организации значительно чаще пользуются этим сервисом (45%), нежели средние компании (31%) или малые (10%).

Менее востребованные услуги — лизинг (им пользуются 6% компаний), банковские гарантии (5%), срочные депозиты и услуги по инкассации наличности (по 4%), валютный контроль и эквайринг (по 3%).

Хотя чем крупнее компания, тем чаще она обращаются за такими услугами, как лизинг, инкассационный сервис и международные расчеты (их используют 12%, 21% и 9% представителей крупного бизнеса соответственно).

Факторинг и депозиты «овернайт» — наименее распространенные среди бизнеса банковские услуги, ими пользуются лишь по 1% предприятий.

По словам руководителя направления корпоративных исследований НАФИ Ольги Стасевич, существуют географические различия в структуре пользования финансовыми услугами. Так, доля пользователей кредитными продуктами выше на Юге России, Урале, в Поволжье и на Северном Кавказе, в то время как пользование зарплатным проектом и эквайрингом в большей степени свойственно бизнесменам Сибири и Дальнего Востока. Указанные различия в потребительском поведении объясняются разной отраслевой структурой предприятий и культурными особенностями.

В случае с южными регионами в структуре МСП выше доля компаний, занятых в секторе сельского хозяйства. Ввиду специфики своей деятельности они чаще вынуждены обращаться за кредитными продуктами по причине более высоких рисков, связанных с сезонными факторами. Кроме того, у данного сегмента больше возможностей получить кредит по причине приоритетности указанного сектора для государства, в особенности на фоне объявленного импортозамещения.

Ориентация на пользование эквайрингом и зарплатным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке объясняется более высоким спросом населения на безналичные платежи, формирующийся под влиянием восточных соседей — Южной Кореи и Китая, уровень технологического развития которых значимо выше.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2015 года. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

Другие материалы по теме: