Затяжной спад в экономике России: Что предпринимают потребители и бизнес?
Текущий экономический спад в России будет иметь серьезные последствия, которые в будущем приведут к радикальным изменения в потребительской и бизнес-среде. Для выявления этих изменений уже второй год подряд PwC проводит исследование, в котором рассматривается максимально широкий круг факторов и опрашиваются различные участники процесса – от конечных потребителей до менеджеров по закупкам (представляющих корпоративных клиентов), менеджеров по продажам и топ-менеджеров. Представляем ключевые выводы исследования.
Результаты исследования PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?"» показали, что факт наступления кризиса уже является общепризнанным, потребители с ним смирились и уже строят соответствующие планы на будущее. 86% потребителей ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% опрошенных сообщили о том, что кризис повлиял на них лично.
Снижение уровня доходов усилилось, заметно большее число людей сообщают о сокращении номинальных доходов на 10% и более.
При этом ожидания потребителей по поводу восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. В результате в поведении потребителей происходят кардинальные изменения.
«Несмотря на то, что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед», — комментирует партнер PwC в России Мартайн Пейтерс.
По его словам, за год, прошедший с момента предыдущего исследования, к стратегиям экономии стали прибегать все больше потребителей. Они покупают меньше, покупают по промоакциям, покупают товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупают в более дешевых магазинах. Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом.
Так, 84% респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36% участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, 52% респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты. Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство (88%) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.
В исследовании отмечается, что виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн. жителей. Потребители из числа жителей Москвы более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 баллов соответственно по пятибалльной шкале.
Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65 % респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.
В исследовании этого года только 45% опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68 %.
55% менеджеров убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года.
Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7%, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.
В то же время компании отмечают рост издержек (90% респондентов по сравнению с 77% в прошлом году отметили рост расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.
Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67% респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений (например, пересмотр всей цепочки поставок) по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).
Тем не менее, в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей — что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса.
«В среднесрочной перспективе российскую экономику, по всей вероятности, ждут скромные темпы роста на уровне порядка 1,5% в год, так как факторы, которые ранее стимулировали рост, больше не существуют», — говорится в исследовании.
Результаты исследования PwC «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?"» показали, что факт наступления кризиса уже является общепризнанным, потребители с ним смирились и уже строят соответствующие планы на будущее. 86% потребителей ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% опрошенных сообщили о том, что кризис повлиял на них лично.
Снижение уровня доходов усилилось, заметно большее число людей сообщают о сокращении номинальных доходов на 10% и более.
При этом ожидания потребителей по поводу восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. В результате в поведении потребителей происходят кардинальные изменения.
«Несмотря на то, что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед», — комментирует партнер PwC в России Мартайн Пейтерс.
По его словам, за год, прошедший с момента предыдущего исследования, к стратегиям экономии стали прибегать все больше потребителей. Они покупают меньше, покупают по промоакциям, покупают товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупают в более дешевых магазинах. Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом.
Так, 84% респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36% участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, 52% респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты. Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство (88%) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.
В исследовании отмечается, что виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн. жителей. Потребители из числа жителей Москвы более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 баллов соответственно по пятибалльной шкале.
Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65 % респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.
В исследовании этого года только 45% опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68 %.
55% менеджеров убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года.
Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7%, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.
В то же время компании отмечают рост издержек (90% респондентов по сравнению с 77% в прошлом году отметили рост расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.
Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67% респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений (например, пересмотр всей цепочки поставок) по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).
Тем не менее, в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей — что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса.
«В среднесрочной перспективе российскую экономику, по всей вероятности, ждут скромные темпы роста на уровне порядка 1,5% в год, так как факторы, которые ранее стимулировали рост, больше не существуют», — говорится в исследовании.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Непростые времена: Южноуральские предприниматели ощутили последствия кризис ...
- Непростые времена: Южноуральские предприниматели ощутили последствия кризис ...
- Более 70% россиян ощутили экономический кризис
- 39% россиян заявили об ухудшении материального положения в 2016 году
- Центр стратегических исследований компании Росгосстрах: Потребители заметно ...