Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год
ИАА «УралБизнесКонслатинг» публикует текст Заключения Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ на проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г.
Рассмотрев представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. (далее – представленный документ), Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
В соответствии с представленным документом проводимая в 2006 г. денежно-кредитная политика будет направлена на достижение стабильно низкого уровня инфляции и дальнейшее ее снижение в среднесрочной перспективе. По прогнозу Банка России базовая инфляция в 2006 году составит 6-7,5 %, а к 2007 году – 5,0-6,5%. Также действия Банка России будут направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности.
Основным инструментом предотвращения образования избыточной ликвидности и, как следствие, роста базовой инфляции остается осуществление абсорбирования свободных денежных средств в Стабилизационный фонд.
Курсовая политика, как и прежде, будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса рубля по отношению к доллару и евро, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Для этого предполагается осуществлять ежедневное регулирование курса на основе расчета бивалютной корзины. При этом, с учетом условий различных сценариев, укрепление реального эффективного курса рубля в течение года не превысит 9%. Данный уровень оценивается Банком России как допустимый с точки зрения сохранения ценовой конкурентоспособности отечественной экономики.
Банк России заявляет о намерении в среднесрочной перспективе минимизировать свое воздействие на соотношение спроса и предложения иностранной валюты, что позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
В представленном документе выдвигается ряд инициатив, которые будут способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики. В частности, это относится к предложению о необходимости выработки стратегии денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Реализация такого подхода позволит ликвидировать одно из «узких мест» проводимой денежно-кредитной политики – недостаточный учет среднесрочных последствий текущих действий.
В части, касающейся сферы банковского надзора, Банк России будет руководствоваться Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Реализацию данной Стратегии предполагается осуществлять по трем основным направлениям: участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие собственных нормативных актов; реализация мер, направленных на совершенствование банковского надзора и повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций; последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Следует отметить, что значительная часть замечаний Комитета к проекту основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г., а также замечаний, возникших в процессе его обсуждения, учтены Банком России при доработке указанного документа. В частности, документ был дополнен четвертым вариантом сценарного прогноза развития экономики, базирующимся на возможном увеличении цены на нефть до 60 долларов США за баррель. Таким образом, рассматриваемый документ в представленной редакции содержит четыре варианта сценарного прогноза развития экономики исходя из уровней цен на нефть от 28 до 60 долларов США за баррель.
Банк России, заявляя о своей готовности проводить денежно-кредитную политику в условиях любого из вариантов, одновременно указывает на то, что при увеличении цены на нефть выше 40 долларов США за баррель применение механизма Стабилизационного фонда может оказаться недостаточным для требуемого абсорбирования денежного предложения. В этом случае предполагается стерилизация свободной ликвидности за счет проведения операций Банком России (включая депозитные операции, выпуск собственных облигаций и операций с ними, а также продажу государственных ценных бумаг из своего портфеля).
Отмечая достаточно серьезную доработку проекта рассматриваемого документа и учет основной массы замечаний, Комитет считает целесообразным обратить внимание на ряд недостатков, имеющих место в представленной редакции документа.
Основные требования к содержанию рассматриваемого документа установлены статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон «О Банке России»).
Указанной нормой, в частности, предусматривается наличие количественного анализа причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год. Представленный документ содержит констатацию ожидаемого отклонения по итогам текущего года таких показателей, как уровень базовой инфляции (на 0,5-0,8 процентного пункта) и укрепление реального эффективного курса рубля (9-10% вместо заявленных не более 8%). При этом в недостаточной мере проанализированы причины указанных отклонений, а, что касается превышения значения показателя укрепления реального эффективного курса рубля над заявленным, то количественные показатели причин этого отклонения, а равно их анализ полностью отсутствуют в соответствующем разделе документа.
Данное обстоятельство можно считать существенным недостатком представленного документа, так как, очевидно, что без проведенного должным образом анализа количественных характеристик, обусловивших отклонение показателей от заявленных, невозможно с требуемой точностью сформировать основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий отчетный период. Кроме того, касаясь вопроса инфляции, следует принимать во внимание, что инфляционные процессы характеризуются высокой инертностью. Регулярное превышение уровня фактической инфляции над заявленными целевыми ориентирами является дополнительным фактором, повышающим инфляционные ожидания.
Также необходимо отметить, что в представленном документе не содержатся планируемые интервальные показатели изменения золотовалютных резервов, несмотря на то, что указанный параметр предусмотрен статьей 45 Закона «О Банке России».
Касаясь вопроса роста денежной массы, Банк России определяет, что диапазон изменения темпов прироста спроса на деньги М2 в рамках рассмотренных четырех вариантов сценарного прогноза ожидается в пределах от 19% до 28%. Однако указанные параметры прироста не рассматриваются Банком России как жестко заданные интервалы для роста денежной массы и не исключается возможность выхода указанного показателя за эти границы. Таким образом, в представленном документе недостаточно четко определены ожидаемые интервальные показатели роста денежной массы.
При рассмотрении различных вариантов сценарного прогноза Банк России основывался лишь на предполагаемой цене на нефть, не принимая во внимание цены других экспортируемых товаров. В то же время, учитывая, что значительную часть объема российского экспорта составляет не только нефть, но, например, и природный газ, указание в каждом из вариантов сценарного прогноза ориентировочной цены на данный товар полностью соответствовало бы статье 45 Закона «О Банке России», а также сложившейся практике подготовки и представления Центральным банком Российской Федерации аналогичных документов.
При определении направлений своей деятельности по совершенствованию банковской системы Банк России, по мнению Комитета, не уделил должного внимания формированию долгосрочной ресурсной базы у кредитных организаций. Удлинение ресурсной базы банковской системы позволит с меньшим риском для платежеспособности предоставлять долгосрочные кредиты, спрос на которые увеличивается в российской экономике как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения.
Считаем важным также отметить, что представленный документ содержит предложение, заслуживающее, по мнению Комитета, особого внимания и поддержки. Речь идет о повышении уровня согласованности при проведении денежно-кредитной и бюджетной политики. Принимая во внимание то обстоятельство, что возможности Банка России по снижению инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики в условиях роста монопольных и административно регулируемых цен весьма ограничены, Комитет отмечает, что реальным механизмом макроэкономической политики в сложившихся условиях является бюджетная политика. В этой связи, рост непроцентных расходов, запланированный на 2006 г., в значительной степени затруднит действия Банка России по обеспечению устойчивости национальной валюты и, вероятно, приведет к невозможности достижения в предстоящем году заявленного уровня инфляции.
Таким образом, учитывая значительную роль Стабилизационного фонда в абсорбировании денежных средств, с целью обеспечения более комплексного подхода к бюджетному планированию представляется целесообразным при подготовке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на последующие отчетные периоды рассматривать уровень цены отсечения в Стабилизационный фонд с точки зрения его влияния на иные показатели.
В заключение Комитет отмечает, что в целом представленный документ предусматривает сохранение основных принципов денежно-кредитной политики, проводившейся в предшествующий период. По своей структуре и содержанию представленный документ достаточно полно отражает основные условия, в которых будет осуществляться денежно-кредитная политика в предстоящем году.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагает одобрить представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г.
Рассмотрев представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. (далее – представленный документ), Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам отмечает следующее.
В соответствии с представленным документом проводимая в 2006 г. денежно-кредитная политика будет направлена на достижение стабильно низкого уровня инфляции и дальнейшее ее снижение в среднесрочной перспективе. По прогнозу Банка России базовая инфляция в 2006 году составит 6-7,5 %, а к 2007 году – 5,0-6,5%. Также действия Банка России будут направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности.
Основным инструментом предотвращения образования избыточной ликвидности и, как следствие, роста базовой инфляции остается осуществление абсорбирования свободных денежных средств в Стабилизационный фонд.
Курсовая политика, как и прежде, будет направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса рубля по отношению к доллару и евро, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Для этого предполагается осуществлять ежедневное регулирование курса на основе расчета бивалютной корзины. При этом, с учетом условий различных сценариев, укрепление реального эффективного курса рубля в течение года не превысит 9%. Данный уровень оценивается Банком России как допустимый с точки зрения сохранения ценовой конкурентоспособности отечественной экономики.
Банк России заявляет о намерении в среднесрочной перспективе минимизировать свое воздействие на соотношение спроса и предложения иностранной валюты, что позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
В представленном документе выдвигается ряд инициатив, которые будут способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики. В частности, это относится к предложению о необходимости выработки стратегии денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Реализация такого подхода позволит ликвидировать одно из «узких мест» проводимой денежно-кредитной политики – недостаточный учет среднесрочных последствий текущих действий.
В части, касающейся сферы банковского надзора, Банк России будет руководствоваться Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Реализацию данной Стратегии предполагается осуществлять по трем основным направлениям: участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие собственных нормативных актов; реализация мер, направленных на совершенствование банковского надзора и повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций; последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Следует отметить, что значительная часть замечаний Комитета к проекту основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г., а также замечаний, возникших в процессе его обсуждения, учтены Банком России при доработке указанного документа. В частности, документ был дополнен четвертым вариантом сценарного прогноза развития экономики, базирующимся на возможном увеличении цены на нефть до 60 долларов США за баррель. Таким образом, рассматриваемый документ в представленной редакции содержит четыре варианта сценарного прогноза развития экономики исходя из уровней цен на нефть от 28 до 60 долларов США за баррель.
Банк России, заявляя о своей готовности проводить денежно-кредитную политику в условиях любого из вариантов, одновременно указывает на то, что при увеличении цены на нефть выше 40 долларов США за баррель применение механизма Стабилизационного фонда может оказаться недостаточным для требуемого абсорбирования денежного предложения. В этом случае предполагается стерилизация свободной ликвидности за счет проведения операций Банком России (включая депозитные операции, выпуск собственных облигаций и операций с ними, а также продажу государственных ценных бумаг из своего портфеля).
Отмечая достаточно серьезную доработку проекта рассматриваемого документа и учет основной массы замечаний, Комитет считает целесообразным обратить внимание на ряд недостатков, имеющих место в представленной редакции документа.
Основные требования к содержанию рассматриваемого документа установлены статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон «О Банке России»).
Указанной нормой, в частности, предусматривается наличие количественного анализа причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год. Представленный документ содержит констатацию ожидаемого отклонения по итогам текущего года таких показателей, как уровень базовой инфляции (на 0,5-0,8 процентного пункта) и укрепление реального эффективного курса рубля (9-10% вместо заявленных не более 8%). При этом в недостаточной мере проанализированы причины указанных отклонений, а, что касается превышения значения показателя укрепления реального эффективного курса рубля над заявленным, то количественные показатели причин этого отклонения, а равно их анализ полностью отсутствуют в соответствующем разделе документа.
Данное обстоятельство можно считать существенным недостатком представленного документа, так как, очевидно, что без проведенного должным образом анализа количественных характеристик, обусловивших отклонение показателей от заявленных, невозможно с требуемой точностью сформировать основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий отчетный период. Кроме того, касаясь вопроса инфляции, следует принимать во внимание, что инфляционные процессы характеризуются высокой инертностью. Регулярное превышение уровня фактической инфляции над заявленными целевыми ориентирами является дополнительным фактором, повышающим инфляционные ожидания.
Также необходимо отметить, что в представленном документе не содержатся планируемые интервальные показатели изменения золотовалютных резервов, несмотря на то, что указанный параметр предусмотрен статьей 45 Закона «О Банке России».
Касаясь вопроса роста денежной массы, Банк России определяет, что диапазон изменения темпов прироста спроса на деньги М2 в рамках рассмотренных четырех вариантов сценарного прогноза ожидается в пределах от 19% до 28%. Однако указанные параметры прироста не рассматриваются Банком России как жестко заданные интервалы для роста денежной массы и не исключается возможность выхода указанного показателя за эти границы. Таким образом, в представленном документе недостаточно четко определены ожидаемые интервальные показатели роста денежной массы.
При рассмотрении различных вариантов сценарного прогноза Банк России основывался лишь на предполагаемой цене на нефть, не принимая во внимание цены других экспортируемых товаров. В то же время, учитывая, что значительную часть объема российского экспорта составляет не только нефть, но, например, и природный газ, указание в каждом из вариантов сценарного прогноза ориентировочной цены на данный товар полностью соответствовало бы статье 45 Закона «О Банке России», а также сложившейся практике подготовки и представления Центральным банком Российской Федерации аналогичных документов.
При определении направлений своей деятельности по совершенствованию банковской системы Банк России, по мнению Комитета, не уделил должного внимания формированию долгосрочной ресурсной базы у кредитных организаций. Удлинение ресурсной базы банковской системы позволит с меньшим риском для платежеспособности предоставлять долгосрочные кредиты, спрос на которые увеличивается в российской экономике как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения.
Считаем важным также отметить, что представленный документ содержит предложение, заслуживающее, по мнению Комитета, особого внимания и поддержки. Речь идет о повышении уровня согласованности при проведении денежно-кредитной и бюджетной политики. Принимая во внимание то обстоятельство, что возможности Банка России по снижению инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики в условиях роста монопольных и административно регулируемых цен весьма ограничены, Комитет отмечает, что реальным механизмом макроэкономической политики в сложившихся условиях является бюджетная политика. В этой связи, рост непроцентных расходов, запланированный на 2006 г., в значительной степени затруднит действия Банка России по обеспечению устойчивости национальной валюты и, вероятно, приведет к невозможности достижения в предстоящем году заявленного уровня инфляции.
Таким образом, учитывая значительную роль Стабилизационного фонда в абсорбировании денежных средств, с целью обеспечения более комплексного подхода к бюджетному планированию представляется целесообразным при подготовке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на последующие отчетные периоды рассматривать уровень цены отсечения в Стабилизационный фонд с точки зрения его влияния на иные показатели.
В заключение Комитет отмечает, что в целом представленный документ предусматривает сохранение основных принципов денежно-кредитной политики, проводившейся в предшествующий период. По своей структуре и содержанию представленный документ достаточно полно отражает основные условия, в которых будет осуществляться денежно-кредитная политика в предстоящем году.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагает одобрить представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев: Укрепление реального эффект ...
- Заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев: В 2006 году государственная ...
- Комитет Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам: В проекте ...
- Комитет Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам: В Основны ...
- Член комитета Госдумы РФ по финансовым рынкам Валерий Панов: При увеличении ...