«Вечерний Челябинск» и Ирина Бережная сообщают: «В магазин пойдешь – машину потеряешь»

Количество угнанного со стоянок около супермаркетов транспорта растет не по дням, а по часам. Это печальная примета последних лет и головная боль для милиции.


ВАЗ в фаворе


Ольга часто приезжает за покупками в супермаркет. Последний шоппинг закончился для девушки печально. Ее любимую «малышку» ВАЗ-2110 угнали со стоянки около магазина. Карманники ловко вытащили ключи из кармана шубы, хозяйка машины даже ничего не почувствовала.


От каждого крупного магазина в городе в год угоняются десятки автомобилей. Цифра растет чуть ли не с каждым месяцем. Угоняют машины в основном днем, с полудня и до 18 часов, пользуясь обилием транспорта около магазинов. Кстати, в этом году особой популярностью у угонщиков пользуется демократичное семейство ВАЗ — от восьмой модели до пятнадцатой, включая все модификации.


Ни на милицию, ни на собственников торговых точек в этом случае уповать не приходится. Траты на охраняемые стоянки ни в одном законодательном акте в обязанность частных предпринимателей и бизнесменов не вменяются.
Просьбы со стороны ГИБДД установить видеонаблюдение подчас могут быть и не услышаны. Предписать же сделать это инспекция не имеет права. А поставить около каждого супермаркета экипаж нет возможности. Хотя в голос частный бизнес заявляет: охрана транспорта — функция милиции.


Шлагбаум для угонщиков


УГИБДД периодически рассылает владельцам крупных торговых точек письма с просьбой позаботиться о транспорте их клиентов. Охватить всю торговую сеть гаишники не в силах, да и, говорят, необходимости нет: от небольших магазинчиков машины не угоняют. Кто-то выполняет просьбы и ставит ограждения и шлагбаумы, импровизируя охраняемые парковки. Например, так сделали около торгового центра: въезд — без проблем, и даже бесплатно. А вот выезд — только по техпаспорту. С тех пор как применили меру (шлагбаум поставили несколько месяцев назад) — ни одного угона. А раньше меньше пяти в год не бывало. Но зачастую на просьбы получают такой ответ: «Хочу — сделаю, хочу — нет». Так ответил владелец супермаркета на ЧТЗ. Мол, в мои должностные обязанности не входит охрана прилегающей к магазину территории. Он абсолютно прав. А транспорт от этого магазина продолжают угонять...


— В этом случае мы можем только рекомендовать, — говорит Виктор Хайрулин, начальник отдела розыска УГИБДД Челябинской области, — а потом подсчитывать угнанные машины и писать статистику. Предпринимателям же все равно, были угоны от их магазинов или нет. Они действительно не обязаны охранять машины своих покупателей на собственные средства. Но они могут это сделать. Мне, например, как покупателю гораздо спокойнее ходить по магазину, не торопясь, зная, что с моей машиной ничего не случится. Вообще же, проблемы эти можно решить только на уровне местного законодательства.


Положительное воздействие охраняемых стоянок на мнение покупателей о торговой точке осознают и сами работники, и директора.


На заметку


Прекрасно, если магазин, который вы облюбовали, имеет охраняемую стоянку или как минимум видеонаблюдение. В последнем случае есть надежда, что, даже если машина будет угнана, операцию «Угон» запишут на пленку. Наличие же охраняемой стоянки сводит риск угона к нулю. Конечно, если вы не решите оставить машину на обочине, руководствуясь легкомысленным «да я на двадцать минут заскочу в магазин — и обратно».


Стопроцентная гарантия того, что ваша машина в ваше отсутствие никуда не денется, — завести в качестве дополнительной сигнализации бойцовскую собачку и оставлять ее в салоне, пока вы отовариваетесь. Если же собачки нет, а отсутствовать вы планируете как минимум час, не экономьте на сигнализации как электрической, так и механической.

Другие материалы по теме: