Фёдор Дегтярев: ЮУТПП сегодня — это сложившаяся структура, реально защищающая интересы бизнес-сообщества

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Фёдор Дегтярев.



— Федор Лукич, недавно Южно-Уральская торгово-промышленная палата заключила соглашения о сотрудничестве с правительством и Законодательным Собранием Челябинской области. Какие направления взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти Вы считаете наиболее значимыми?


— С целью расширения и углубления сотрудничества в 2005 г. Южно-Уральской торгово-промышленной палатой была продолжена работа по заключению соглашений о взаимодействии с региональными, областными и муниципальными органами власти Челябинской области, территориальными торгово-промышленными палатами России и другими организациями. В минувшем году к 68 ранее заключенным добавились еще 16 соглашений и договоров о взаимодействии и сотрудничестве.


Соглашение с правительством и Законодательным Собранием Челябинской области дает ЮУТПП возможность более активно отстаивать интересы предпринимательства, вести равноправный диалог бизнеса и власти. Общественным профильным комитетам, которые действуют при палате, предоставлено право принимать участие в подготовке проектов постановлений правительства области в сфере экономики, осуществлять экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых законодательными и представительными органами власти. Для реализации этих соглашений разрабатываются детальные планы совместных мероприятий.


Для представления и защиты интересов бизнеса специалисты ЮУТПП входят в состав 22 консультативных советов, комиссий и рабочих групп, действующих при законодательных, исполнительных и судебных органах власти всех уровней. Семь представителей ЮУТПП в 2005 г. были включены в состав общественных формирований ТПП РФ.


— Что представляет собой сегодня Южно-Уральская торгово-промышленная палата? Какие услуги ЮУТПП наиболее востребованы? Каковы основные итоги работы палаты в 2005 г.?


— 24 января 2006 г. Южно-Уральской торгово-промышленной палате исполняется 14 лет. За эти годы палата стала частью механизма развития экономики Южного Урала. Сегодня это уже сложившаяся структура, реально защищающая интересы бизнес-сообщества, имеющая разветвленную систему своих подразделений в Челябинской области. Как негосударственная некоммерческая организация палата видит свою задачу в создании условий, благоприятных для развития свободного предпринимательства, формирования такой инфраструктуры бизнеса, которая бы отвечала международным торговым традициям, нормам и правилам.


В настоящее время палата объединяет в своих рядах более 440 хозяйствующих субъектов. В их числе многие ведущие предприятия, действующие в реальном секторе экономики Южного Урала. При этом доля субъектов малого бизнеса составляет около 70%.


Членство в палате подтверждает высокую репутацию той или иной компании. Понимание этого приводит к тому, что ежегодно на заседаниях правления палаты принимается до 70–80 новых членов. Такой рост членской базы был бы невозможен без расширения номенклатуры и объема услуг, оказываемых палатой. По объему оказываемых услуг ЮУТПП заняла в первом полугодии 2005 г. шестое место среди торгово-промышленных палат Российской Федерации и первое — в УрФО.


Из 100 видов услуг, оказываемых палатой, наиболее востребованными традиционно остаются информационно-консультационные услуги, которые для членов палаты оказываются бесплатно, оценка недвижимости и оборудования, оформление сертификатов происхождения и экспертиза товара, а также патентно-лицензионные услуги. Хочу отметить, что в прошлом году для повышения конкурентоспособности наших услуг система менеджмента качества ЮУТПП по ИСО 9000 была сертифицирована сразу в двух сертификационных органах: Госстандарте России и ТЮФ СЕРТ (Германия).


— Какие формы торгово-экономического сотрудничества существуют сегодня и как можно оценить уровень их развития? Какие виды партнерства необходимо развивать?


— Существует несколько различных форм торгово-экономического сотрудничества, как, например, участие предприятий в выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах, организация персональных презентаций фирм и их продукции, а также организация торгово-экономических миссий (ТЭМ). В последнем случае делегация представителей бизнес-кругов Челябинской области выезжает в другой регион, где на основании предварительных заявок и пожеланий уже сформирован круг потенциальных партнеров для деловых переговоров.


Цель ТЭМ — содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, создание благоприятных условий для сотрудничества в области торговли, инвестиций, всех видов кооперации.
Эффективность миссий достигается тесным взаимодействием организаторов в лице ТПП с федеральными, региональными, муниципальными органами власти, посольствами и консульствами зарубежных государств.


Мировая практика показывает, что наиболее успешно механизм организации и проведения ТЭМ осуществляется через торгово-промышленные палаты, для которых расширение внешнеэкономических связей и поддержка предпринимательского сектора экономики является одним из основных положений внутреннего Устава.


— Насколько, на ваш взгляд, сегодня в Челябинске и в целом в области благоприятны условия для предпринимательской деятельности?


— В соответствии с подписанным соглашением правительством Челябинской области и Южно-Уральской торгово-промышленной палатой определены пять основных направлений работы по развитию и поддержке предпринимательства. Это снижение административных барьеров, финансово-кредитная, информационная поддержка и развитие инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства и развитие инновационного предпринимательства.


В регионе существует институт бюджетного субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства для развития приоритетных направлений экономики области. Область компенсирует на конкурсной основе от 0,5 и даже до полной суммы процентных ставок по кредитам, исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ. В сельских муниципальных районах созданы центры поддержки предпринимательства, которые выполняют самые разнообразные функции, начиная с оказания предпринимательскому сообществу информационно-консультационных услуг и заканчивая товарным кредитованием малого бизнеса. Большая роль отводится снижению издержек малых предприятий, связанных с выполнением публичных полномочий органами государственной власти и местного самоуправления. В этих целях повсеместно проводится работа по организации деятельности административных органов по принципу «одного окна».


Благодаря принимаемым мерам климат в развитии малого предпринимательства стал заметно меняться в лучшую сторону, в то же время полностью устранить проблемы в развитии малого бизнеса не удалось. Одной из главных причин является отсутствие должной правовой основы деятельности предпринимателей. Закон о малом бизнесе, который существует ныне, устарел. Он вошел в противоречие с Гражданским, Бюджетным и другими кодексами, однако в Государственной Думе РФ пересмотр закона пока не предусматривается. Требует совершенствования механизм налогового регулирования малого предпринимательства, введение ограничений в деятельность естественных монополистов и снижение тарифного давления на предприятия малого бизнеса.


Сохраняются трудности и на региональном уровне. В первую очередь это сложности с получением кредита из-за высокой кредитной ставки (18–20%) и суммы залогового обеспечения. По данным социологического опроса, проведенного экспертами палаты в июне-июле 2005 г., предпринимателей беспокоит ситуация, которая сложилась с арендой земли и имущества, находящихся в муниципальной собственности. Суммы арендной платы составляют порой до 50% от общего объема платежей.


Составлен антирейтинг фискальных органов, осуществляющих контроль за деятельностью малых предприятий. Чаще всего не устраивает предпринимателей в работе проверяющих органов большое количество проверок.


— Какие результаты дали мероприятия по устранению административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса?


— С целью устранения административных барьеров экспертами Южно-Уральской торгово-промышленной палаты совместно с министерством экономического развития Челябинской области проведен анализ деятельности органов местного самоуправления по предоставлению субъектам малого предпринимательства земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, муниципального имущества в аренду; переводу помещений из жилого фонда в нежилой.


По результатам мониторинга выявлено, что в четырех муниципальных образованиях (в городских округах: Челябинск, Златоуст, в муниципальных районах: Катав-Ивановск и Варна), данные функции переданы муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, что противоречит пункту 3 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в части наделения хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления.


Кроме того, некоторые структурные подразделения органов местного самоуправления взимали плату за оказываемые услуги, что также противоречит действующему законодательству. Такие факты были выявлены в Златоусте, Кыштыме, Чебаркуле, Южноуральске, ряде сельских территорий. По всем вскрытым нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.


В восьми муниципальных образованиях при оформлении документов по переводу помещений из жилого фонда в нежилой от заявителей требовали перечень документов, не предусмотренных действующим законодательством.


В настоящее время ЮУТПП совместно с минэкономразвития проводит ряд других исследований, касающихся правомерности взимания платежей за услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями и порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.


В I полугодии 2005 г. с целью снижения административных барьеров ЮУТПП совместно с минэкономразвития Челябинской области проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения на территории муниципальных образований Челябинской области. По результатам данного обследования было установлено, что в городах Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Чебаркуле, Челябинске отдельные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения, также не соответствуют нормам федерального законодательства. После вмешательства прокуратуры нормативные правовые акты органов местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным Законодательством.


— Какие мероприятия, по Вашему мнению, необходимы для повышения инвестиционной привлекательности Челябинской области? Какие отрасли нуждаются сегодня в инвестициях? Что сдерживает активность инвесторов?


— Вы правы в том, что Челябинской области, обладающей значительным потенциалом для выгодного размещения средств российских и зарубежных деловых институтов, необходим комплекс мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности.


Однако давайте сначала определим критерии инвестиционной привлекательности. Главные из них — стабильная экономика, преемственность законодательства, экологическая устойчивость региона, трудовые ресурсы, социальная стабильность. Челябинская область обладает высокой инвестиционной привлекательностью — это оценка международного делового сообщества. По уровню развития производственного и научно-технического потенциала область входит в десятку сильнейших регионов России. Такие факторы риска, как политический, экономический, финансовый, у нас достаточно низки. Повышению инвестиционного рейтинга области способствует и стабильность в нашем обществе, прочный межнациональный мир.


Однако все это не означает, что проблем нет. Они есть, и о них много было сказано на V Инвестиционном форуме в Магнитогорске. Активность иностранных инвесторов сдерживает именно отсутствие объективной информации о нашем регионе, полных сведений о промышленном потенциале, фирмах Челябинской области, недостаточная «прозрачность» бизнеса.


Безусловно, к числу сдерживающих факторов относится и высокий уровень коррупции в стране, и отсутствие государственных гарантий инвесторам. В этом плане показателен положительный пример Китая, который стал в последние годы всемирной инвестиционной Меккой.


Инвестиции сами по себе не придут. Нужна серьезная профессиональная работа по данному направлению. Когда Германия после объединения ощущала потребность в инвестиционных ресурсах, там создали специальное министерство по привлечению инвестиций. Необходим целый комплекс мер, направленный на всемерное стимулирование инвестиционной активности, который должен включать пакет инвестиционно ориентированных налоговых новаций, существенное облегчение доступа на рынки, защиту конкуренции и прав инвестора, создание системы, стимулирующей создание новых бизнесов.


Кроме того, инвестор имеет возможность оценить перспективу выгодного вложения своих средств только при условии, если ему представлен серьезный бизнес-план, инвестиционный проект, соответствующий международным требованиям. Вместе с тем, действия иностранных инвесторов не объясняются лишь финансовой выгодой. Огромную роль играет простой эмоциональный аспект: инвестор должен видеть человека, надежного партнера, который стоит за этим проектом, и понимать, что представляет собой его бизнес.


Развитие нашей области определяют такие отраслевые комплексы, как металлургический, машиностроительный и металлообрабатывающий, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный. Каждый из них нуждается в инвестициях. К сожалению, при, казалось бы, развитой банковской системе области у нас остается проблема отсутствия дешевых долгосрочных кредитов. Вместе с тем, надо развивать и другие отрасли, в частности, транспорт, решать проблемы энергосбережения, логистики, экологии, работать над формированием позитивного имиджа Челябинской области.


Кроме того, для повышения инвестиционной привлекательности области, несомненно, нужно заниматься защитой прав интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией. Посудите сами, если мы не можем защитить товаропроизводителей от недобросовестных конкурентов, то кто же станет инвестировать? Кстати, центр интеллектуальной собственности ЮУТПП имеет огромный опыт по защите прав интеллектуальной собственности. В минувшем году им было оформлено более 260 заявок на выдачу патентов и свидетельств на различные виды промышленной собственности, что на 30% больше, чем в 2004 г.


Но самое главное, торгово-промышленная палата реализует во взаимодействии с региональной властью программу привлечения инвестиций. Общественный комитет по инвестиционной политике, инвестцентр, управление внешнеэкономических связей ЮУТПП ведут целенаправленную работу по информированию зарубежных инвестиционных центров, формированию банка инвестиционных проектов, подготовке бизнес-планов международного уровня, по обеспечению системы гарантий инвесторам и т.д. Последний пример тому — проведение ЮУТПП в декабре 2005 г. презентации Челябинской области в крупнейших городах Германии, на российско-французском форуме в Париже.


Мы полагаем, что присвоение Челябинской области соответствующего инвестиционного рейтинга ведущими рейтинговыми агентствами, а также ожидаемое в 2007 г. вступление в ВТО приведут к притоку иностранных инвестиций. Есть основания рассчитывать, что Россия может из экспортера превратиться в импортера капитала.

Другие материалы по теме: