«КоммерсантЪ-Урал», Мария Черкасова, Константин Бенюмов и Олеся Ратошнюк сообщают: «Европейской «нержавейке» никак не установят пошлины»

В конце прошлой недели первый замгубернатора Челябинской области Андрей Косилов направил премьеру Михаилу Фрадкову письмо, в котором потребовал ускорить принятие постановления о введении антидемпинговых пошлин на импорт никельсодержащего нержавеющего проката из стран ЕС. Обращение выгодно российским металлургам, которые теряют рынки сбыта из-за экспансии европейских производителей.


По данным «Ъ», ранее аналогичные письма господину Фрадкову направили член Совета федерации от Челябинской области Евгений Елисеев и депутат Госдумы Михаил Гришанков. Депутаты и власти Челябинской области обратились в правительство на основании того, что оно сорвало сроки принятия данного постановления. Дело в том, что МЭРТ закончило расследование, которое проводило по заявлению ЧМК, заводов «Красный Октябрь» и «Серп и молот», ведущих производителей нержавеющего проката в России, еще в ноябре 2005 года. В своем решении МЭРТ предложило установить на трехлетний срок пошлины на прокат с содержанием не менее 2,5% никеля на уровне $0,84 за кг. Согласованный со всеми профильными министерствами проект постановления МЭРТ был зарегистрирован в аппарате правительства 29 ноября. После чего был направлен в департамент международного сотрудничества аппарата правительства РФ.


Между тем, в соответствии с законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара», после регистрации документа правительству отводится 14-дневный срок на принятие решения о введении пошлин. Этот срок истек в середине декабря, однако до сих пор правительство не приняло никаких решений на этот счет.


Опрошенные «Ъ» правительственные чиновники официально отказались объяснить причины затягивания принятия постановления.


Сейчас доля импортной «нержавейки» на российском рынке составляет более 70%, при этом 90% импорта приходится на люксембургскую Arcelor и финскую Outokumpu. К тому же, по словам господина Елисеева, в договорах, которые заключают европейские производители с российскими дилерами, цена тонны проката составляет порядка $700, в то время как его рыночная цена – около $3 тыс. за тонну. В Arcelor комментировать ситуацию отказались. Как подчеркнул Алексей Иванушкин, исполнительный директор ОАО «Мечел» (ЧМК входит в его состав), если власти не настоят на своем, то Россия полностью потеряет рынок нержавеющего проката, который применяется в таких стратегических отраслях, как ВПК и авиастроение. «Еще два-три года назад доля ЧМК на рынке нержавеющего проката составляла 50-60%, сейчас она уже менее 20%», – заявил он «Ъ».

Другие материалы по теме: