«Коммерсант»: На российском алкогольном рынке разгорается очередной скандал

На российском алкогольном рынке разгорается очередной скандал. 23 февраля должно вступить в силу постановление правительства, регулирующее розничную торговлю алкоголем. Согласно этому документу, производители обязаны размещать на этикетках информацию о вреде употребления алкогольной продукции. Для производителей и импортеров такое требование оказалось полной неожиданностью. И те и другие говорят о том, что быстро напечатать и переклеить этикетки невозможно. Об этом сообщает «Коммерсант».


Постановление правительства «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 19 января 1998 года и признании утратившими силу некоторых правовых актов по вопросам розничной продажи алкогольной продукции» принято 8 февраля. Опубликован документ на официальном сайте правительства 13 февраля и по устоявшейся практике вступает в силу через десять дней, то есть 23 февраля. Постановление принято во исполнение закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Соответственно, содержание большинства пунктов документа легко прогнозировалось. Возможно, поэтому участники рынка просто не обратили внимания на некоторые из них.


Самый спорный пункт постановления — о запрете розничной продажи алкоголя без нанесения на этикетку предупреждающей о вреде алкоголя надписи. Фактически это ставит вне закона весь алкоголь, продающийся в рознице. До сих пор подобные надписи (как правило, о том, что «алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и органов пищеварения») наносились на заднюю часть бутылки, называемую контрэтикеткой. Постановление же правительства четко предписывает перенести эти предупреждения на лицевую часть бутылки.


К такому требованию не оказался готовым ни один из производителей или импортеров алкогольной продукции. Многие из них о новых правилах торговли узнали от корреспондентов Ъ. «Учитывая, что мы простаивали почти два месяца, у меня уже напечатано этикеток по некоторым позициям водок на год вперед,– рассказывает владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. – Что, мне теперь все перепечатывать? А что мне делать с водкой, на бутылке которой у меня не предусмотрена этикетка!?» «У каждого производителя объем убытков будет исчисляться миллионами долларов,– рассказал Ъ один из участников рынка.– Если точно следовать пунктам этого постановления, водку будет проще выкинуть. Этикетка клеится на линии автоматически. Склеивать старые этикетки и наносить вновь – нереально».


К работе над постановлением было привлечено сразу несколько министерств – Минэкономразвития, Минздрав, Минсельхоз. И во всех правительственных структурах вчера не стали комментировать поставление. Например, в пресс-службе Минздрава Ъ заявили: «Это постановление разрабатывалось Минэкономразвития, мы о нем ничего не знаем». В свою очередь, в МЭРТе пообещали, что «никаких санкций к производителям не будет. Надписи о вреде алкоголя на оборотной стороне бутылке достаточно». Объяснить, зачем тогда в постановление правительства был включен пункт о предупреждающей надписи на лицевой стороне бутылки, в МЭРТе отказались.

Другие материалы по теме: