Сегодня в областном Законодательном Собрании прошли депутатские слушания «Жилищно-коммунальная политика в Челябинской области»

Проблемы и перспективы развития системы жилищно-коммунального хозяйства в Челябинской области обсуждались сегодня в рамках прошедших в Законодательном Собрании депутатских слушаний, в которых приняли участие представители всех заинтересованных сторон.

Вопросы реформирования и модернизации ЖКХ (а именно фактический перевод ее на рыночные механизмы работы) стали краеугольными после принятия нового Жилищного кодекса, 131 ФЗ о местном самоуправлении, а также Градостроительного кодекса, которые обозначили участников рынка (в лице собственников жилья, управляющих компаний, муниципалитетов), однако не в полной мере расписали механизмы взаимодействия между ними, делегирования полномочий между хозяйствующими субъектами, а также собственно порядок реализации принятых мер.

По мнению участников слушаний, комплекс ЖКХ продолжает характеризоваться неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением предприятий, работающих в этой сфере. Кроме того, высокие затраты и отсутствие экономических стимулов их снижения не способствуют созданию конкурентной среды на этом рынке и, следовательно, не сказываются на качестве и стоимости предоставляемых услуг.

Между тем, по словам председателя комитета по жилищно-коммунальной политике ЗСО Юрия Карликанова, сфера ЖКХ во всем мире одна из наиболее прибыльных отраслей, тогда как в России объем оборота в ней составил в прошлом году всего 12 млрд. руб.

Одна из основных в данном ряду проблема управления многоквартирными домами и формирование эффективной системы собственников жилья. До 1 января 2007 г. все владельцы жилья должны определиться с выбором способа управления домовым хозяйством (ТСЖ или частным управляющим компаниям). Однако, по словам замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктора Тупикина этот процесс продвигается крайне медленно и неэффективно в силу незаинтересованности сторон и препон на муниципальном уровне. ТСЖ и УК не хотят брать на себя ответственность за ветхий и аварийный жилищный фонд, а также часто власти на местах не дают возможности развивать сектор частных обслуживающих компаний, выступая в роли службы заказчика на услуги ЖКХ. Усугубляется это тем, что муниципалитеты финансово не в состоянии самостоятельно провести полную инвентаризацию жилищного фонда.

Другой ключевой задачей является проведение гибкой тарифной политики, чтобы не допустить резкого роста стоимости услуг. Также вопрос газификации нельзя назвать полностью решенным, поскольку к центральной системе, проведение которой обеспечивается финансовыми вложениями федерального и областного бюджетов, Газпрома и заинтересованных предприятий, не могут подключиться рядовые граждане по причине дороговизны услуги и других проблем. В связи с этим участниками совещания был выработан ряд рекомендаций и инициатив для всех уровней власти и законодательных органов.

Так, правительству области было рекомендовано разработать проект областной целевой Программы «Реформирование ЖКХ в Челябинской области» до 2010 г., а также программу проведения капитальных ремонтов, модернизации и реконструкции многоквартирных домов.

Предлагается разработать спецпрограмму по проведению обязательной полной инвентаризации жилищного фонда с софинансированием из бюджетных средств с целью осуществления в дальнейшем более гибкого распределения обязательств и полномочий между муниципалитетами, УК и ТСЖ. Для оптимизации затрат населения на содержание и оплату услуг ЖКХ считается необходимым внедрить энергосберегающие технологии и разработать механизм субсидирования для отдельных категорий граждан части затрат на оплату услуг ЖКХ и подключению к газовым сетям.

Другие материалы по теме: