В Челябинской области крайне медленно протекает формирование конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ
В Челябинской области крайне медленно протекает формирование конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ. Об этом было заявлено на прошедших в областном Законодательном Собрании депутатских слушаниях, где обсуждались проблемы и перспективы развития системы жилищно-коммунального хозяйства.
Вопросы реформирования и модернизации ЖКХ (а именно фактический перевод ее на рыночные механизмы работы) стали краеугольными после принятия нового Жилищного кодекса, 131 ФЗ о местном самоуправлении, а также Градостроительного кодекса, которые обозначили участников рынка (в лице собственников жилья, управляющих компаний, муниципалитетов), однако не в полной мере расписали механизмы взаимодействия между ними, делегирования полномочий между хозяйствующими субъектами, а также собственно порядок реализации принятых мер.
По мнению участников слушаний, комплекс ЖКХ продолжает характеризоваться неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением предприятий, работающих в этой сфере. Кроме того, высокие затраты и отсутствие экономических стимулов их снижения не способствуют созданию конкурентной среды на этом рынке и, следовательно, не сказываются на качестве и стоимости предоставляемых услуг.
Между тем, по словам председателя комитета по жилищно-коммунальной политике ЗСО Юрия Карликанова, сфера ЖКХ во всем мире одна из наиболее прибыльных отраслей, тогда как в России объем оборота в ней составил в прошлом году всего 12 млрд. руб.
Одна из основных в данном ряду проблема управления многоквартирными домами и формирование эффективной системы собственников жилья. До 1 января 2007 г. все владельцы жилья должны определиться с выбором способа управления домовым хозяйством (ТСЖ или частным управляющим компаниям). Однако, по словам замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктора Тупикина этот процесс продвигается крайне медленно и неэффективно в силу незаинтересованности сторон и препон на муниципальном уровне. ТСЖ и УК не хотят брать на себя ответственность за ветхий и аварийный жилищный фонд, а также часто власти на местах не дают возможности развивать сектор частных обслуживающих компаний, выступая в роли службы заказчика на услуги ЖКХ. Усугубляется это тем, что муниципалитеты финансово не в состоянии самостоятельно провести полную инвентаризацию жилищного фонда.
«В настоящее время тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые частными управляющими компаниями, ниже экономически обоснованных практически в 2 раза. Плата за содержание придомовой территории также ниже реального объема затрат на 30%», — заявил депутат Челябинской городской Думы, исполнительный директор «Ассоциации предприятий и организаций ЖКК г. Челябинска» Дмитрий Замятин.
По его словам, данная ситуация складывается из-за противоречий в нормативно-правовой базе, когда государством установлены предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ в размере 20%, в то время как по закону этот вопрос является предметом договора между собственниками жилья и УК. В итоге по причине нерентабельности жилищные услуги не могут предоставляться в полном объеме.
«Кроме того, большую роль играет и договоренности непосредственно с поставщиками коммунальных услуг. В большинстве случаев управляющие организации выступают абонентами и потребителями коммунальных услуг с вытекающими обязанностями по их оплате. Бизнес представляется крайне невыгодным, когда по сути УК покупает услугу за рубль, а продает за 90 коп. Так ТГК-10, например, используя право монополиста, вынуждает УК заключать договоры, используя в расчетах показатели тепловых нагрузок, тогда как компании предъявляют населению счета на основе нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. Разница между счетами и нагрузками достигает 20%, что приводит к банкротству управляющих компаний», — комментирует Д. Замятин.
Между тем, по словам Д. Замятина, на сегодня в Челябинске около 18 млн. кв. м., или почти 80% жилого фонда, обслуживается предприятиями Ассоциации.
Вопросы реформирования и модернизации ЖКХ (а именно фактический перевод ее на рыночные механизмы работы) стали краеугольными после принятия нового Жилищного кодекса, 131 ФЗ о местном самоуправлении, а также Градостроительного кодекса, которые обозначили участников рынка (в лице собственников жилья, управляющих компаний, муниципалитетов), однако не в полной мере расписали механизмы взаимодействия между ними, делегирования полномочий между хозяйствующими субъектами, а также собственно порядок реализации принятых мер.
По мнению участников слушаний, комплекс ЖКХ продолжает характеризоваться неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением предприятий, работающих в этой сфере. Кроме того, высокие затраты и отсутствие экономических стимулов их снижения не способствуют созданию конкурентной среды на этом рынке и, следовательно, не сказываются на качестве и стоимости предоставляемых услуг.
Между тем, по словам председателя комитета по жилищно-коммунальной политике ЗСО Юрия Карликанова, сфера ЖКХ во всем мире одна из наиболее прибыльных отраслей, тогда как в России объем оборота в ней составил в прошлом году всего 12 млрд. руб.
Одна из основных в данном ряду проблема управления многоквартирными домами и формирование эффективной системы собственников жилья. До 1 января 2007 г. все владельцы жилья должны определиться с выбором способа управления домовым хозяйством (ТСЖ или частным управляющим компаниям). Однако, по словам замминистра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктора Тупикина этот процесс продвигается крайне медленно и неэффективно в силу незаинтересованности сторон и препон на муниципальном уровне. ТСЖ и УК не хотят брать на себя ответственность за ветхий и аварийный жилищный фонд, а также часто власти на местах не дают возможности развивать сектор частных обслуживающих компаний, выступая в роли службы заказчика на услуги ЖКХ. Усугубляется это тем, что муниципалитеты финансово не в состоянии самостоятельно провести полную инвентаризацию жилищного фонда.
«В настоящее время тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые частными управляющими компаниями, ниже экономически обоснованных практически в 2 раза. Плата за содержание придомовой территории также ниже реального объема затрат на 30%», — заявил депутат Челябинской городской Думы, исполнительный директор «Ассоциации предприятий и организаций ЖКК г. Челябинска» Дмитрий Замятин.
По его словам, данная ситуация складывается из-за противоречий в нормативно-правовой базе, когда государством установлены предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ в размере 20%, в то время как по закону этот вопрос является предметом договора между собственниками жилья и УК. В итоге по причине нерентабельности жилищные услуги не могут предоставляться в полном объеме.
«Кроме того, большую роль играет и договоренности непосредственно с поставщиками коммунальных услуг. В большинстве случаев управляющие организации выступают абонентами и потребителями коммунальных услуг с вытекающими обязанностями по их оплате. Бизнес представляется крайне невыгодным, когда по сути УК покупает услугу за рубль, а продает за 90 коп. Так ТГК-10, например, используя право монополиста, вынуждает УК заключать договоры, используя в расчетах показатели тепловых нагрузок, тогда как компании предъявляют населению счета на основе нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. Разница между счетами и нагрузками достигает 20%, что приводит к банкротству управляющих компаний», — комментирует Д. Замятин.
Между тем, по словам Д. Замятина, на сегодня в Челябинске около 18 млн. кв. м., или почти 80% жилого фонда, обслуживается предприятиями Ассоциации.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Исполнительный директор «Ассоциации предприятий и организаций ЖКК г. Челяби ...
- Сегодня в областном Законодательном Собрании прошли депутатские слушания «Ж ...
- Рынок оказания жилищно-коммунальных услуг в Челябинске пока остается малопр ...
- Исполнительный директор Ассоциации предприятий и организаций жилищно-коммун ...
- Госжилинспекция Челябинской области и «Объединение управляющих многоквартир ...