Игорь Лашманов: Сегодня можно говорить о динамичном и системном развитии малого бизнеса в Челябинской области

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает заместитель министра экономического развития Челябинской области Игорь Лашманов.

— Игорь Николаевич, как Вы в целом оцениваете сегодняшнее состояние сферы малого и среднего бизнеса в Челябинской области?

— Малый бизнес в Челябинской области развивается достаточно динамично. На сегодняшний день у нас действует более 24 тыс. малых предприятий, и если сравнивать с прошлым годом, то рост составил 26,7%. В регионе работает более 70 тыс. индивидуальных предпринимателей, свыше 4 тыс. фермерско-крестьянских хозяйств, которые также можно отнести к сфере малого бизнеса. Всего в малом бизнесе занято более 530 тыс. трудоспособного населения Челябинской области, или более 30% всего трудоспособного населения региона.

В I полугодии текущего года весь оборот малых предприятий составил более 113 млрд. руб., что на 26,5% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Эти показатели говорят о динамичном и системном развитии малого бизнеса.

Наибольшее количество предприятий малого бизнеса сосредоточено в оптово-розничной торговле (47,7%). Наверное, это обусловлено тем, что торговля — наименее затратная сфера по объему первоначальных вложений. Эти данные близки к общероссийским показателям, которые составляют 45,8%.

Конечно, нас нельзя сравнивать с развитыми странами Европы, Америкой, Японией, где малый бизнес занимает очень значительную долю в инновационной сфере. С прошлого года в Челябинской области принят закон о стимулировании инновационной деятельности, принята первая областная целевая программа развития инновационной деятельности на территории области. Я считаю, эти шаги призваны изменить пропорции малого бизнеса в различных сферах экономики в пользу наукоемких производств.

Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что 47% малых предприятий занято в оптово-розничной торговле. Хотя это тоже неплохо, достаточно сказать, что Челябинск стабильно входит в первую шестерку крупнейших городов России по количеству торговых площадей на душу населения. Это говорит о том, что состояние южноуральцев растет, поскольку покупательский спрос достаточно серьезно вырос. Если взять итоги развития торговли за I полугодие 2006 г., то он выше на 20%, то же самое касается общественного питания. То есть потребительский рынок достаточно динамично развивается, а это показатель стабильного финансового состояния жителей области.

На втором месте по сфере деятельности малых предприятий находятся обрабатывающие предприятия, на третьем — организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом. Рост числа предприятий, работающих на рынке жилья, — очень симптоматично для нынешних времен. Одним из национальных проектов является «Доступное жилье», и я думаю, что здесь можно ожидать эффективной помощи от малых предприятий.

Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области составила около 10%. Возможно, с одной стороны эта цифра небольшая, но надо четко осознавать, что в Челябинской области серьезна развита металлургия, которая занимает доминирующее место в формировании бюджета. Тем не менее, 5-7 лет назад доля малого бизнеса была не более 4% в общем объеме налоговых поступлений.

— Действующая областная программа поддержки малого и среднего бизнеса, как мы знаем, в большей степени ориентирована на развертывание ее в территориях Челябинской области? С чем данное решение связано и каких результатов можно ожидать?

— В Челябинской области действует уже четвертая Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которая будет реализована в 2006-2008 годах. На реализацию программных мероприятий в бюджете области на три года предусмотрено 109 млн. руб.

Особенностью действующей Программы является перенос акцента развития малого бизнеса на уровень муниципальных образований. Кроме того, в соответствии с 131 федеральным законом развитие малого предпринимательства отнесено к полномочиям муниципалитетов. От их деятельности в немалой степени зависит, будет ли развиваться предпринимательство динамично.

В соответствии с решениями VII Съезда представителей малого бизнеса и областного совещания при губернаторе в конце прошлого года были поставлены основные задачи по поддержке и развитию малого бизнеса на местах.

Во-первых, это организация взаимодействия бизнеса и власти, во-вторых, снижение административных барьеров, в-третьих, оптимизация налоговой нагрузки на предпринимателей. Сегодня можно подвести итоги работы по данным направлениям.

В течение этого года мы очень активно работаем с местными администрациями. Так, в 37 муниципальных образованиях области приняты муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства с общим объемом финансирования за счет средств местных бюджетов в 2006 г. почти 12 млн. руб. В то время как в прошлом году муниципалитетами было выделено всего 5 млн. руб.

С целью тесного взаимодействия бизнеса и власти созданы и действуют Общественные координационные советы в 41 муниципальном образовании (в 2005 г. — 7 Советов). Во всех территориях действуют информационно-консультационные центры.

В 11 муниципальных образованиях были скорректированы коэффициенты для расчета единого налога на вмененный доход. Наверное, неправильно, когда налог в каком-нибудь сельском населенном пункте превышает аналогичный налог в Челябинске. На мой взгляд, в данном случае муниципальные власти просто рубят сук, на котором сидят.

В каждом муниципальном образовании реализуется план мероприятий по созданию новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. В I полугодии текущего года создано 4,8 тыс. новых рабочих мест.

Качественно новым направлением Программы является предоставление на конкурсной основе субсидий на реализацию муниципальных программ поддержки малого бизнеса. В 2006 г. по итогам конкурса на лучшую программу поддержки 10 территориям выделено почти 5 млн. руб. за счет средств областного бюджета.

Следует сказать, что именно власти на местах, находясь в непосредственном контакте с предпринимателями, в состоянии быстро и всесторонне реагировать на текущие нужды бизнес-сообщества, учитывать реальные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются предприниматели.

В результате за 3 года должна быть создана эффективно действующая саморегулируемая система поддержки малого предпринимательства в муниципалитетах Челябинской области.

В свою очередь я думаю, что оказываемая областным правительством поддержка — достаточно серьезное подспорье для преодоления препятствий на пути развития малого бизнеса.

— Если говорить о препятствиях, то на Ваш взгляд, какие факторы сдерживают рост малого предпринимательства?

—Таких факторов много. Мы проводим несколько мониторингов в год по выявлению причин, которые не дают в полном объеме развиваться малому бизнесу и можно отметить, что они мало меняются. Как ни парадоксально, наряду с традиционными, особенно для начинающих предпринимателей, сложностями (отсутствие стартового капитала, затрудненный путь к получению финансовых ресурсов для развития своего бизнеса) в равной степени мешают административные барьеры. Причем это касается не только органов исполнительной власти, а власти в целом: чрезмерная опека со стороны силовых структур, достаточно серьезные препятствия по подготовке различных разрешительных документов и т. д. Проблема существует, и с ней, безусловно, нужно бороться. Общественно-координационные Советы и информационно-консультационные центры, должны стать хорошим подспорьем для предпринимателей в плане совместного преодоления барьеров.

— На какую поддержку со стороны государства может рассчитывать малый и средний бизнес?

— Что касается нашего министерства, то мы достаточно оперативно реагируем на все поступающие жалобы, в том числе и на различные нормативно-правовые акты, которые издаются на местах. У нас нет рычагов надзирающего или запрещающего плана, но мы очень продуктивно и системно работаем с территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы, с прокуратурой области. В нескольких десятках нормативно-правовых актов были найдены нарушения федерального и областного законодательства, на что были соответствующие протесты со стороны прокуратуры. Могу сказать, что только за прошлый год было отменено порядка 40 нормативно-правовых актов.

Наиболее эффективная форма поддержки — это компенсация процентных ставок по кредитам коммерческих организаций, которые получают малые предприятия. За 8 месяцев 2006 г. компенсация по кредитам была выплачена 33 субъектам малого предпринимательства на сумму 5 млн. руб. Мы компенсируем затратную часть в выездных выставочно-ярмарочных мероприятиях (за январь-август текущего года — 13 субъектам малого предпринимательства на сумму 500 тыс. руб.).

Также у нас предусмотрено выделение грантов на реализацию тех или иных проектов.

Кроме того, мы оказываем информационную поддержку — наполнение нашего сайта, регулярные публикации в СМИ, издание ежемесячного дайджеста «Мир делового человека», других информационных сборников, включая каталоги инновационных и инвестиционных проектов, которые мы выпускаем ежегодно.

Специалистами министерства оказаны бесплатные консультации 701 субъекту малого предпринимательства и начинающим предпринимателям. В 17 муниципальных образованиях области проведено 39 выездных семинаров по актуальным вопросам ведения бизнеса для 1 598 действующих СМП. В 15 муниципальных образованиях области проведено 23 выездных семинара по основам предпринимательской деятельности для 720 безработных граждан, незанятого населения, инвалидов, молодежи и других групп населения.

Также министерство оказывает поддержку в плане нормативно-правового обеспечения деятельности бизнеса.

— Расскажите о реализации государственной поддержки женского и семейного предпринимательства на территории Челябинской области.

— Челябинская область первой среди субъектов РФ сначала утвердила, а сейчас реализует отдельное направление областной целевой программы развития и поддержки малого бизнеса — развитие женского и семейного предпринимательства. К сожалению женщины, особенно которые работали в социальной сфере, в наибольшей степени пострадали в годы так называемой перестройки, то есть потеряли свою работу и квалификацию и в результате были вынуждены уйти, например, в торговлю. Но сейчас те женщины-предприниматели, которые начинали с обыкновенной челночной торговли, создают свои предприятия, причем предприятия именно производящие, и конкурсы, которые мы проводим среди женщин-предпринимателей, говорят о том, что они заслуживают отдельного направления поддержки.

В текущем году было выделено 40 грантов победителям этих конкурсов для реализации проектов. В результате реализации будет создано 247 новых рабочих места; прирост выпуска товаров и услуг составит 13,1 руб. на 1 руб. бюджетных средств; бюджетная эффективность составит 2,32 руб. налогов на 1 руб. бюджетных средств.

По результатам конкурса на лучшую программу поддержки субъектов женского и семейного предпринимательства выделено 11 грантов победителям конкурса на сумму 1,2 млн. руб. В результате получат консультацию, пройдут обучение — 4773 человека.

А всего в текущем году на поддержку женского и семейного предпринимательства у нас предусмотрено 9 млн. руб.

Есть достижения женщин-предпринимателей уже и в 2006 г. На IX Всероссийском конкурсе «Женщина — директор года», проходившем в марте текущего года, делегация Челябинской области получила 15 медалей, в том числе 4 именные, и 6 дипломов конкурса — это лучший результат. На региональном конкурсе «Евразия - лидер» в Екатеринбурге делегация нашей области получила 17 наград.

— В этом году в Челябинской области появится бизнес–инкубатор, на создание которого регион получит финансовую помощь из федерального центра. Как сейчас обстоят дела с реализацией этого проекта? На какой эффект в конечном итоге Вы рассчитываете?

— В минувшем году мы участвовали в федеральном конкурсе Минэкономразвития по созданию инновационного бизнес-инкубатора. Наш субъект стал одним из победителей конкурса и дополнительно к областной целевой программе из федерального бюджета мы получили 11,3 млн. руб. именно на создание бизнес-инкубатора инновационной направленности. В качестве базовой площадки для его размещения выбрано имущество, находящееся в собственности Челябинской области и расположенное по ул. Троицкой, 1в.

К концу текущего года этот бизнес-инкубатор будет работать и первые порядка 40 инновационных малых предприятий получат льготные условия для осуществления своей деятельности. Общая площадь комнат для размещения сотрудников составит более 1000 кв. м.

Мы ожидаем, что к концу 2016 г. в результате создания бизнес-инкубатора будет реализовано 113 перспективных инновационных проектов, создано около 1000 новых рабочих места.

Также бизнес-инкубатор призван сфокусировать прикладные научно-технические разработки вузов области на потребностях регионального предпринимательства и создать тиражируемые технологии развития инновационного бизнеса и инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей.

Не менее важным результатом деятельности бизнес-инкубатора является повышение прозрачности работающих в нем субъектов.

Также в прошлом году мы впервые провели конкурс на лучший проект технопарка в Челябинской области. Совместный проект ПО «Полет» и Южно-Уральского госуниверситета был признан победителем. Мы также уверены, что к концу года технопарк на базе «Полета» с интеллектуальным участием ЮУрГУ, а особенно тех малых предприятий, которые приняли активное участие в федеральном конкурсе инновационных проектов (в текущем году 15 малых предприятий университета или созданных на его базе получили финансирование из федерального бюджета), начнет свою работу. Безусловно, эти предприятия будут в первую очередь расположены на тех офисных и производственных площадях объединения «Полет», которые уже отданы под технопарк.

В целом, можно отметить, что средний и малый бизнес на территории Челябинской области развивается, и в этом направлении за последние полтора года совершены определенные шаги качественного характера.

Другие материалы по теме: