При вступлении России в ВТО у машиностроительных предприятий Челябинской области мало шансов выдержать конкуренцию с иностранными производителями

При вступлении России в ВТО у машиностроительных предприятий Челябинской области мало шансов выдержать конкуренцию с иностранными производителями.

«На вопрос о конкурентоспособности наших машиностроительных предприятий при вступлении России в ВТО сложно ответить однозначно. Нельзя сказать, что качество нашей продукции приближается к зарубежным производителям, но по соотношению цены и качества продукция наших предприятий вполне приемлема», — заявил УрБК заместитель начальника управления промышленного и оборонного комплекса министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимир Архипов.

«Если взять ведущие региональные предприятия этой отрасли, то их продукция конкурентоспособна на внутреннем рынке. Что касается внешних рынков, экспорта, то она конкурентоспособна только в странах ближнего зарубежья и в некоторых юго-восточных странах. Если взять США и Европу, то наша продукция неконкурентоспособна по многим показателям, и вряд ли она будет таковой даже после вступления России в ВТО», — отметил В.Архипов.

«Плюсы при вступлении России во Всемирную торговую организацию будут только для наших ведущих предприятий машиностроения. У них имеется достаточно конкурентная продукция, идет работа по улучшению качества и модернизации технического оборудования. Скорее всего, для них откроются дополнительные рынки сбыта. Если сейчас нас не везде пускают, то после вступления России в ВТО, возможно, не сразу, но нам откроют рынки. Конечно, не в Европу и США, но в Южную Америку, Азию и так далее», — полагает Владимир Архипов.

«Хотя, конечно, даже у ведущих предприятий возникнут определенные проблемы. Прежде всего, это касается тракторостроения и приборостроения. Сейчас ведущие японские компании отдают свою технику в лизинг по очень низким ценам и на долгий срок. Этого не может себе позволить тот же самый ЧТЗ-Уралтрак, у него нет таких финансовых ресурсов. А у японских производителей средств так много, что им даже не существенно, что деньги за технику, приобретенную в лизинг, вернут через 3-5 лет. То есть возможности наших предприятий на порядок ниже, чем у производителей ведущих стран мира», — отметил В. Архипов.

«Более того, при вступлении России в ВТО у мелких машиностроительных предприятий Челябинской области могут возникнуть довольно серьезные проблемы. У них нет оборотных средств, чтобы модернизировать производство, и вряд ли в ближайшее время они получат инвестиции под эти цели и для улучшения качества и конкурентоспособности своей продукции. Причем это касается тех предприятий, которые сейчас на плаву. Исследования ученых показали, что если предприятие или отрасль динамично развивается, есть перспективы на будущее, вступление в ВТО ничтожно мало скажется на таком предприятии. Если компания не динамичная, если есть проблемы, то после вступления в ВТО они усилятся. А у наших небольших предприятий перспективы в лучшем случае на месяц или на два. С такими планами думать о стратегических задачах технического перевооружения просто невозможно», — считает В. Архипов. «Дальнейшая судьба таких предприятий будет зависеть от их менеджмента. Государство не имеет права оказывать поддержку частному предприятию, хотя выборочно, по тем отраслям, которые существенно пострадают при вступлении России в ВТО, оно может повлиять. Государство имеет возможность только реализовать глобальную политику в сфере экономики отрасли, региона в целом, создать условия для развития предприятий. Тем не менее, при вступлении России в ВТО сразу глобальных перемен не произойдет. Будет переходный период, в течение которого резкого снижения таможенных пошлин не предвидится, а в первый год вообще никакого снижения не будет», — добавил В. Архипов.

С мнением представителя минпрома согласны и топ-менеджеры машиностроительных предприятий Челябинской области.

«Если нам дадут 2-3 года, то в принципе можно, используя комплектующие изделия западного производства вывести нашу продукцию на уровень западных производителей. При этом она будет даже немного дешевле», — заявил УрБК главный конструктор ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» Виктор Ревин, комментируя перспективы предприятий машиностроительной отрасли Челябинской области при вступлении России в ВТО.

«Однако если времени на подготовку будет полгода-год, то, конечно, никакое машиностроительное предприятие не в состоянии удержаться», — полагает В. Ревин.

«Плюс ко всему предприятия данной отрасли испытывают конкуренцию со стороны японских производителей. Но сейчас главная опасность исходит со стороны китайской продукции, потому что цены, которые они предлагают, даже ниже, чем наши. Другое дело, что по качеству китайская техника уступает нашей, в течение года их узлы и детали выходят из строя, а самое слабое их место — металлоконструкции», — отметил В. Ревин.

«При вступлении России в ВТО требуются протекционистские меры со стороны государства в отношении наших машиностроительных предприятий», — заявил УрБК первый заместитель генерального директора ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова» Виктор Красавин.

«Основные фонды предприятий отрасли изношены на 50-60%, речь идет об оборудовании, зданиях и станочном парке. Поэтому нашим предприятиям будет очень тяжело выдерживать конкуренцию со стороны западных компаний, даже практически невозможно», — полагает В. Красавин.

«У некоторых крупных машиностроительных предприятий есть государственный заказ, поэтому они более защищены. У них есть гарантированные заказы на какой-то период. Также многое зависит от экспортной ориентированности предприятий, имеется в виду, на внутренний или на внешний рынок они осуществляют поставки», — добавил В. Красавин.

«Я думаю, что при вступлении России в ВТО нашим предприятиям автомобилестроения будет сложно выдержать конкуренцию с иностранными производителями», — заявил УрБК коммерческий директор ООО «Ивеко-Уралаз» Виктор Хоруженко.

«Российские предприятия имеют практически полностью изношенное оборудование. Если на Западе уже давным-давно технология обеспечивает качество, то у нас технологические процессы не соответствуют требованиям. Те же самые станки наши предприятия вынуждены закупать у зарубежных компаний. Если у тех точность станков идет от тысячной доли микрона, то у нас остается 1/100 или даже 1/10 микрона», — пояснил В. Хоруженко.

«О конкуренции с иностранными производителями можно говорить только в том случае, если для них будут введены какие-то ограничения. Например, Китай при вступлении в ВТО принимал ограничительные меры, и сейчас несколько ведущих предприятий этой страны работают в автомобильной подотрасли», — отметил В. Хоруженко.

По словам В. Хоруженко, на примере своего и ряда аналогичных предприятий можно говорить об отсутствии поддержки со стороны государства, а при таком подходе шансов успешно конкурировать с иностранными компаниями у российского автопрома мало.

«При вступлении России в ВТО нашим предприятиям машиностроительной отрасли будет весьма проблематично выдержать конкуренцию с иностранными производителями», — заявил УрБК заместитель генерального директора ОАО ФНПЦ «Станкомаш» Вячеслав Голуб. «В первую очередь, это связано с износом основных производственных фондов, устаревшими технологиями, дефицитом рабочей силы, дороговизной исходных материалов», — отметил В. Голуб.

«До вступления в ВТО необходимо провести комплексную реорганизацию и реконструкцию таких предприятий, что маловероятно сделать за оставшееся время. Для этого нужны большие инвестиции и более длительные сроки», — добавил заместитель генерального директора ОАО ФНПЦ «Станкомаш».

Другие материалы по теме: