ООО ФА «Милком-инвест»: Практическое значение рейтинга состоит в том, что это своего рода показатель финансовых, прежде всего, кредитных рисков

УрБК, Челябинск, 07.05.2007. «Банковский рейтинг представляет собой рейтинговую оценку финансовой устойчивости и платежеспособности коммерческих банков, основанную на результатах анализа количественных и качественных сторон их деятельности за определенный период их деятельности (обычно месяц или квартал). В зависимости от типа используемых данных выделяют несколько основных групп элементов: абсолютные показатели, по существу, основные параметры, берутся непосредственно из финансовой отчетности банка; относительные показатели — финансовые коэффициенты; динамические показатели, которые характеризуют тенденцию изменения основных показателей деятельности банка во времени; качественные показатели, характеризующие неколичественные характеристики банка, например репутацию, опыт, возможность государственной или иной поддержки, являются, пожалуй, наиболее субъективными», — заявил УрБК специалист фондового департамента ООО ФА «Милком-инвест» Виталий Шурупов.

«Практическое значение рейтинга в том, что это своего рода показатель финансовых, прежде всего, кредитных рисков. Большинство агентств занимаются построением рейтингов банков на основе формальных показателей, не анализируя «качество» источников добавочного капитала. Функции рейтинга состоят в оценке прозрачности и эффективности банков, а также проблем финансового анализа банков, оценки активов и пассивов, структуры операций, ликвидности, достаточности капитала. Для цивилизованного рынка важно соответствие банка определенным, пусть и формальным показателям рейтинга. Банковские рейтинги позволяют в определенной степени сопоставлять надежность действующих банков, а при использовании дополнительной информации об их финансовом состоянии делать это достаточно рационально», — считает В. Шурупов.

Тем не менее, по мнению эксперта, объективной и независимой оценки для всех потенциальных потребителей банковских рейтингов не существует. «Частный вкладчик и корпоративный клиент, выбирая банк, помимо качества сервиса и финансовой привлекательности услуг непременно интересуются его финансовым положением. Источником получения этих данных и служат, в том числе, всевозможные банковские рейтинги. Впрочем, холодный душ лета 1998 и 2004 годов охладил пыл любителей рейтингов. С другой стороны, шкалы рейтингов содержат слишком много данных, смысл и методика расчета которых достаточно туманны для неспециалиста. И повышение рейтинга какому-нибудь банку с ВВВ до ВВВ+ ничего не скажет большинству его вкладчиков», — подчеркнул В. Шурупов.

Другие материалы по теме: