ФАС РФ предлагает внести поправки в статью 19 ФЗ «О рекламе»
УрБК, Москва, 20.06.2007. Пресс-служба ФАС РФ распространила заявление о ситуации вокруг размещения материалов политического характера на рекламных конструкциях.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе в сфере рекламы.
В рамках возложенных на ФАС России полномочий служба осуществляет контроль соблюдения Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», рекламные конструкции (щиты, стенды, перетяжки, электронные табло, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения) должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. В соответствии с частью 18 статьи 19 закона о рекламе, правовым последствием использования рекламной конструкции не для целей распространения рекламы является аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение. Определение понятия рекламы содержится в статье 3 данного закона, в соответствии с которой реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Таким образом, под понятие рекламы подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах.
Поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, применяемое в Федеральном законе «О рекламе». Вместе с тем запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения указанной информации с помощью других средств, не являющихся рекламными конструкциями (в том числе на конструкциях, не зарегистрированных в качестве рекламных конструкций: театральные тумбы, афиши, информационные стенды и т. д.).
Одновременно следует обратить внимание на отмеченную ЦИК коллизию норм избирательного и рекламного законодательства, которая может привести к различию в подходах органами местного самоуправления при решении вопроса об аннулировании решений на установку рекламных конструкций. В таких условиях невозможно обеспечить единообразную правоприменительную практику органов местного самоуправления по данному вопросу, что в период выборов может привести к многочисленным судебным процессам, которые на основании статьи 38 Федерального закона «О рекламе» могут быть инициированы любым лицом, права и интересы которых нарушены в результате распространения рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
К сожалению, действующая редакция части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» отсутствовала в законопроекте в период подготовки официального отзыва и поправок Правительства Российской Федерации при принятии Федерального закона «О рекламе» Федеральным собранием Российской Федерации и была внесена в текст законопроекта непосредственно перед его рассмотрением во втором чтении в Государственной думе.
Во избежание создания неблагоприятной ситуации при проведении политической агитации ФАС РФ подготовила законопроект о техническом уточнении положений части 2 статьи 19 закона о рекламе, в котором предусматривается возможность размещения на рекламных конструкциях также политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума.
Предложения по данному вопросу направлены в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Учитывая значимость таких поправок в Федеральный закон «О рекламе», ФАС России надеется, что они будут рассмотрены Федеральным собранием Российской Федерации в весеннюю сессию, возможно в рамках принятия проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 33 ФЗ «О рекламе»», находящегося на рассмотрении Государственной думы. Об этом сообщает пресс-служба ФАС РФ.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе в сфере рекламы.
В рамках возложенных на ФАС России полномочий служба осуществляет контроль соблюдения Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», рекламные конструкции (щиты, стенды, перетяжки, электронные табло, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения) должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. В соответствии с частью 18 статьи 19 закона о рекламе, правовым последствием использования рекламной конструкции не для целей распространения рекламы является аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение. Определение понятия рекламы содержится в статье 3 данного закона, в соответствии с которой реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Таким образом, под понятие рекламы подпадает только коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах.
Поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, применяемое в Федеральном законе «О рекламе». Вместе с тем запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения указанной информации с помощью других средств, не являющихся рекламными конструкциями (в том числе на конструкциях, не зарегистрированных в качестве рекламных конструкций: театральные тумбы, афиши, информационные стенды и т. д.).
Одновременно следует обратить внимание на отмеченную ЦИК коллизию норм избирательного и рекламного законодательства, которая может привести к различию в подходах органами местного самоуправления при решении вопроса об аннулировании решений на установку рекламных конструкций. В таких условиях невозможно обеспечить единообразную правоприменительную практику органов местного самоуправления по данному вопросу, что в период выборов может привести к многочисленным судебным процессам, которые на основании статьи 38 Федерального закона «О рекламе» могут быть инициированы любым лицом, права и интересы которых нарушены в результате распространения рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
К сожалению, действующая редакция части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» отсутствовала в законопроекте в период подготовки официального отзыва и поправок Правительства Российской Федерации при принятии Федерального закона «О рекламе» Федеральным собранием Российской Федерации и была внесена в текст законопроекта непосредственно перед его рассмотрением во втором чтении в Государственной думе.
Во избежание создания неблагоприятной ситуации при проведении политической агитации ФАС РФ подготовила законопроект о техническом уточнении положений части 2 статьи 19 закона о рекламе, в котором предусматривается возможность размещения на рекламных конструкциях также политической рекламы, в том числе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума.
Предложения по данному вопросу направлены в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Учитывая значимость таких поправок в Федеральный закон «О рекламе», ФАС России надеется, что они будут рассмотрены Федеральным собранием Российской Федерации в весеннюю сессию, возможно в рамках принятия проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 19 и 33 ФЗ «О рекламе»», находящегося на рассмотрении Государственной думы. Об этом сообщает пресс-служба ФАС РФ.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ООО «Стайл плюс» получило предписание об устранении нарушений Федерального ...
- Управление ФАС РФ по Тюменской области признало распространение рекламы ООО ...
- Президент РФ подписал изменения в закон «О рекламе» в части рекламы ценных ...
- В 2006 году Управление ФАС России по Челябинской области выявило 24 нарушен ...
- Новая редакция закона «О рекламе» запрещает рекламу игорных заведений