Виктор Лебедев: Мы получили своеобразный «входной билет» в сообщество крупнейших девелоперов и инвестиционных компаний мира

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает генеральный директор ЗАО «Энергоинвест» Виктор Лебедев.

— Виктор Николаевич, расскажите о компании «Энергоинвест» и основных приоритетах ее деятельности?

— «Энергоинвест» — первая девелоперская компания в Челябинске, которая специализируется на комплексе работ, связанных с разработкой концепции объектов, привлечением инвестиций, строительством и последующим управлением объектами. Она была основана в 2002 году при объединении ряда юридических лиц. Мы разработали и в настоящее время реализуем уникальный проект комплексной застройки Челябинска «Золотое кольцо». Особое внимание в нем уделено решению вопросов экологии реки Миасс, экономических и общественных аспектов развития города и области. Наши усилия направлены на преобразование Челябинска в ведущий деловой и культурный центр России. Сегодня в активах нашей компании построенные и успешно работающие здания бизнес-домов «Славянский» и «Петровский». Подготовлены к строительству и согласованы очередные объекты «Золотого кольца» площадью более 150 тыс. кв.м.

— Участвовали ли Вы в каких-либо конкурсах?

— «Энергоинвест» неоднократно получал различные премии и дипломы. В 2006 г. проект офисного комплекса с гостиницей и спортивно-развлекательным центром на набережной реки Миасс «Сити-Пойнт» награжден Золотым Дипломом смотра-конкурса архитектурных и дизайнерских работ Уральского Федерального Округа «Рука Мастера» и занял 1-е место в региональном смотре-конкурсе архитектурных и дизайнерских проектов «Модулор» в номинации «Общественные комплексы, здания и сооружения. Проекты».

В этом году загородный жилой комплекс «Видово», девелопером которого выступает «Энергоинвест», в рамках Четвертой Ежегодной Национальной Премии «Поселок года - 2007» признан Лучшим загородным поселком в номинации «Регионы России». И самое главное сегодня событие для нас — получение Бизнес-домом «Петровский» Федеральной премии в области коммерческой недвижимости Commercial Real Estate AWARDS 2007 в номинации «Регионы России. Бизнес-центр класса А». Премию Commercial Real Estate AWARDS можно сравнить с «Оскаром» в области российской коммерческой недвижимости. Ее учредил Издательский дом «Импресс Медиа», чтобы выявить достижения компаний в ведущих сегментах рынка и поощрить высокий профессионализм в области строительства, развития и управления коммерческой недвижимостью. «Импресс Медиа» издает лидирующее издание в области коммерческой недвижимости в России – журнал «Commercial Real Estate». Его читают и те операторы, которые сегодня пришли в Россию, и те, кто работал в Москве и Санкт-Петербурге. Каждый месяц заявляются новые участники рынка консалтинга, недвижимости, рынка инвестиций, рынка строительства, рынка управления. Некоторые совмещают в себе все функции, некоторые специализируются в среде коммерческой недвижимости, например, только на логистических центрах.

— Какое практическое значение может иметь эта премия?

— Во-первых, ценность этой премии для нас заключается в том, что мы получили своеобразный «входной билет» в сообщество крупнейших девелоперов и инвестиционных компаний мира. У нас есть единственная в стране федеральная премия, и это очень приятно. Такую премию нельзя купить. Она дает определенный статус, а практическая значение заключается в том, что когда наши достижения признаны такой уважаемой, авторитетной комиссией, то сегодня мы можем с ними общаться как члены одного клуба, и они к нам прислушиваются.

В рамках этой же церемонии было организовано роад-шоу для 20 крупнейших иностранных компаний, они проехали за 10 дней 6 городов России, и Челябинск им понравился. Город интересен в перспективе, нас узнали, о нас говорят, и премия в рамках офисной недвижимости присуждается нашим местным компаниям уже два года подряд.

— А кто получил ее в прошлом году?

— «Аркаим-Плаза». Произошло то, что не могло произойти, никто не ожидал, что два раза подряд премию дадут одному и тому же городу. Нам сказали, что мы вышли в финал, и этого было бы достаточно. Если бы тут имелись политические соображения или какие-то иные, кроме объективных, премия могла достаться кому-то другому. Но, видимо, у «Deloitte&Touche» свои резоны. У нас много помещений продано, и единственные предложения на продажу в Челябинске сегодня — это наши бизнес-дома «Славянский», «Петровский» и «Павловский». Следующий объект — «Персей»— мы будем строить, уже не продавая помещения. Я думаю, что на этом рынок качественных офисных помещений на продажу закроется для челябинских предпринимателей, потому что мало кому по силам будет купить комплекс целиком. Для нас сейчас важен подбор арендаторов и собственников, таких, как «Банк Москвы», «Петрокоммерц», «МДМ-банк», «УРСА-Банк», компания «ТЕЛЕ2», факторинговые компании.

— Какие были критерии отбора по премии, на что больше всего обращалось внимание?

— Критериев, которые разрабатывал ««Deloitte&Touche», было очень много. На мой взгляд, большую роль сыграло то, что у нас нет точечных объектов, у нас все объекты инфраструктурные, мультифазные. Например, проект «Парка офисов» будет объединен с РКК «Сити-Пойнт» с той стороны реки пешеходным мостом, и в рамках пешеходной доступности здесь будут сосредоточены все виды бизнеса, отдыха и проживания. То есть человек, попадая сюда, может комфортно работать, отдыхать, проводить время, досуг в одном месте. Эта мультифазность проекта была очень сильным аргументом в нашу пользу. Второе — у нас очень грамотная, продуманная концепция, она позволяет поддерживать классность зданий и через 5, и через 10, и через 15 лет. Заложен был такой запас прочности качества в объекте, что по мере того, как требования к офисам класса А будут меняться, можно проводить реконструкцию и дальше соответствовать классности. Большое значение имела обеспеченность парковками, которые у нас одни из лучших, это очень больная тема для всех офисных центров России.

С момента запуска Бизнес-дома «Славянский» «Энергоинвест» сам выполнял функции управляющей компании, и вот только на днях, буквально на прошлой неделе, произошла передача наших объектов профессиональной управляющей компании «Сан-плаза». Теперь там меняется клининг, меняется администрирование. Это было запланировано, потому что очень важно, чтобы управлением занимались профессионалы. Мы как управляющая компания свою функцию выполнили и сейчас заканчиваем работы по устранению недоработок, которые бывают на любом строящемся объекте.

— Какие призы получил «Энергоинвест» по итогам этого конкурса?

— Премия была одна на всю Россию: трехкилограммовый «золотой кирпич» авторской работы с указанием серийного номера уникального изделия и диплом. По этому образцу будет изготовлена именная вывеска на фасад здания и размещена у входа в лучший бизнес-центр класса «А» Регионов России 2007 - Бизнес-Дом «Петровский».

— Как Вы оцениваете рынок челябинской коммерческой недвижимости сейчас?

— Офисный рынок Челябинска своеобразен тем, что у нас большое количество офисов класса «А», например, в Перми 1-2% офисов такого класса, в Екатеринбурге – 3% от общего количества, в Челябинске – 8%, а с вводом в этом году высотки «Челябинск-СИТИ» и «Павловского» будет 13%. Но это приведет к перенасыщению. Бизнеса у нас мало, сейчас заявлены и строятся более 120 тыс. кв. м. при среднегодовой потребности в новых офисных помещениях 30 тыс.

— А в какой сегмент рынка сейчас наиболее перспективны инвестиции?

— В ритейл. В Европе обеспеченность качественными торговыми площадями составляет 300 кв.м. на тысячу жителей, в Казани — более 270 кв.м., в Екатеринбурге — более 200, а в Челябинске — чуть больше 40. Поэтому в части ритейла мы сильно отстаем, но я думаю, что скоро наверстаем упущенное. Я знаю, что идет строительство в Ленинском районе, есть планы по торгово-досуговому комплекса на ЧМЗ. 3-4 таких мощных центра — и в Челябинске через два-три года все по этим показателям все будет хорошо.

Мы разработали классификацию коммерческой недвижимости для Уральского региона на основе московской модели 2006 г. В нашей классификации предложено деление офисов на классы A, B и C. Введено географическое уточнение по критерию «Местоположение», часть обязательных требований заменена на факультативные. Мы объективно отстаем от Москвы на 5-7 лет, и применять на челябинские здания московские принципы неуместно. Глупо ожидать систем безопасности или систем инженерии, которые сегодня востребованы в Москве.

Презентацию по классификации офисных зданий, уже доработанную мы представляли на конференции в рамках церемонии награждения. Я думаю, что в Гильдии управляющих и девелоперов России региональная классификация будет принята без существенных поправок.

— Каковы основные приоритеты дальнейшего развития для Вашей компании?

— Мы сейчас работаем над гостиничной недвижимостью, у нас есть готовый к реализации проект торгово-развлекательной недвижимости. Есть идеи относительно развития и жилой недвижимости. Единственный сектор, в котором мы не планируем пока работать, хотя нам делают такие предложения, — сегмент логистических объектов, мультимодальных комплексов. Мы считаем, что это объемный проект, на реализацию которого нужно время. Причем у таких комплексов довольно большой срок окупаемости, требующий профессионального подхода. Самые сложные для девелоперов виды недвижимости — загородная, гостиничная недвижимость, логистический центр. Но мы загородной недвижимостью занимаемся и даже получили федеральную премию «Поселок года-2007» за Видово.

Недавно прошла конференция по загородной недвижимости, мы в ней участвовали и можем констатировать одно: ни у одного участника рынка, кроме нас, не были правильно решены вопросы с землей. Большая часть участников рынка строит дома без всякого разрешения, поэтому люди, которые купят их, рискуют остаться без жилья. Поэтому задача масс-медиа сформировать правильные представления в обществе, чтобы не было такого же лохотрона, какой мы сегодня имеем в потребительских кредитах.

Другие материалы по теме: