«КоммерсантЪ-Урал» и Татьяна Шушакова сообщают: «КД авиа» меняет направление. Тюменских и челябинских пассажиров довезут до Европы через Калининград»

Авиакомпания «КД авиа» начала регулярные рейсы из Челябинска и Тюмени в Европу с пересадкой в Калининграде по схеме hub & spoke. Перевозчик рассчитывает привлечь на свои борта пассажиров, следующих сейчас транзитом через Москву. Участники рынка полагают, что калининградская авиакомпания сможет реализовать свои планы за счет более низких тарифов и введения hub & spoke, но на серьезное перераспределение транзитного пассажиропотока ей надеяться не стоит.

Как рассказал «Ъ» исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков, первые рейсы из Тюмени и Челябинска авиакомпания осуществила в начале июля. Авиаперевозчик работает по схеме hub & spoke (в переводе с английского «ось и спицы»). Эта модель подразумевает регистрацию багажа до конечного пункта следования в аэропорту отправления и прохождение паспортного контроля в пределах единого терминала. По словам господина Ицкова, транзитные авиаперевозки «КД авиа» осуществляет в 15 городов Европы (в том числе, Лондон, Берлин, Ганновер, Барселону, Рим) с пересадкой в Калининграде. Инвестиции «КД авиа» в проект hub & spoke составят 2,6 млрд. руб.

В 2006 году авиакомпания перевезла 584 тыс. пассажиров. Выручка перевозчика в 2006 году составила 2,4 млрд. руб. По словам Леонида Ицкова, первые рейсы из Тюмени и Челябинска показали, что транзитные перевозки по схеме hub & spoke в уральском регионе востребованы: заполняемость рейсов из Челябинска на самолете Boeing 737-300 (140 кресел) составила 70%, из Тюмени — 50%. «Мы поставили задачу добиться 100-процентной заполняемости бортов, в том числе за счет более низких тарифов, чем у конкурентов», — сказал господин Ицков. Так, по его оценкам, цены на авиабилеты «КД авиа» не менее чем на 15% ниже, чем у основного российского транзитного перевозчика «Аэрофлота» (стоимость билета Челябинск–Берлин–Челябинск у «КД авиа» 14,5 тыс. рублей, а у «Аэрофлота» с пересадкой в Москве —16,9 тыс. рублей).

Участники рынка, опрошенные «Ъ», сомневаются, что «КД авиа» может рассчитывать на серьезное перераспределение потоков транзитных пассажиров. «На рынке уже устоялась система транзитных потоков из Тюмени в города Европы через Москву, где существует разветвленная маршрутная сеть. На мой взгляд, планы «КД авиа» отдают неким авиационным романтизмом, пассажиры вряд ли захотят менять свои привычки», — считает генеральный директор UTair Андрей Мартиросов. А заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков добавил: «Несмотря на обилие новых услуг, наш продукт давно существует на рынке и стабильно востребован, поэтому мы не опасаемся оттока пассажиров к «КД авиа». Впрочем, отраслевые аналитики отмечают, что реализовать планы калининградская компания сможет за счет низких цен на билеты и введение hub & spoke. Так, глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев указал на то, что себестоимость полетов у «КД авиа» ниже, чем у федеральных игроков. «Это связано с тем, что компании удалось закупить самолеты, воспользовавшись освобождением от уплаты пошлин и НДС (порядка 40% от стоимости самолета), что избавило компанию от дополнительной финансовой нагрузки. Кроме того, схема hub & spoke позволяет предложить пассажирам максимальное количество маршрутов при использовании минимума самолетов и таким образом удешевить проект», — пояснил господин Пантелеев.

Другие материалы по теме: