«Российская газета — Южный Урал» и Владимир Васин информируют: «Кадастровая революция. Переоценка земель сельхозназначения позволит почти в два раза увеличить доходы муниципалитетов от налога на землю»

На прошлой неделе региональное правительство утвердило кадастровую стоимость сорока с лишним тыс. земельных участков в границах городских округов и муниципальных районов. Общая площадь оцененных земель составила примерно 2,6 млн. га.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводилась в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России, по двум группам земель. В первую входят земли непосредственно сельскохозяйственных угодий. Во вторую — земли под внутрихозяйственными дорогами, застройками, лесополосами, и так называемые «нарушенные» земли, где производится промышленная разработка общераспространенных полезных ископаемых.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель первой группы определялся по их качеству и местоположению и составил 1,5 руб. за кв. м. Для второй группы — как производное от кадастровой стоимости первой группы. В итоге средние удельные показатели составили для этих групп соответственно 16,4 тыс. и 18,8 тыс. руб. за га. В целом по Челябинской области это сулит заметное прибавление поступлений в бюджет — данные кадастровой стоимости земельных участков станут налоговой базой для исчисления земельного налога в 2008 г.

По расчетам, проведенным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, после проведенных работ поступления от сбора налоговых платежей за землю в бюджеты муниципальных образований могут возрасти в 1,7 раза, составив 130 млн. руб.

Это достаточно весомый показатель, если учесть, что работы проводились только в 35 муниципальных образованиях и лишь по двум группам земель из шести, предусмотренных методическими рекомендациями Минэкономразвития (остальные на дату оценки отсутствовали в формирующейся базе данных государственного земельного кадастра). Для сравнения: на проведение работ было потрачено в общей сложности менее шести млн. руб., выделенных из федерального и регионального бюджетов.

Экономический эффект налицо. Тем не менее, чиновники осторожно говорят о «потенциальном» характере будущих доходов. Дело в том, что по оценке областных властей на Южном Урале очень плохо собирается земельный налог, который был передан муниципальным образованиям как основа для формирования муниципальных бюджетов. В прошлом году в целом по Челябинской области получили земельного налога почти на 1 млрд. руб. меньше, чем в предыдущие годы. А к началу нынешней осени — на 600 млн. меньше, чем в прошлом году.

Одна из причин такого положения именно в том, что муниципалитеты не занимались кадастровой оценкой земли, следовательно, не способны были достаточно гибко подходить к вопросам налогообложения. Сегодня земельный налог с физических и юридических лиц устанавливается самими муниципальными образованиями, причем существующая вилка — практически десятикратное различие величины налоговых ставок. Однако, как показывает анализ, практически все муниципальные образования идут по нижней планке, устанавливают минимальную ставку налога на землю.

Другие материалы по теме: