Монетизация льгот: новый этап

5 августа 2004 года Государственная дума РФ приняла закон № 122 о замене льгот денежными компенсациями, согласно которому инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, инвалидам 1—3-й групп, детям-инвалидам были установлены ежемесячные денежные компенсации. В том числе монетизации подверглись льготы на пользование общественным транспортом. Одной из основных идей, заложенных в закон, стало разграничение полномочий федерального и региональных бюджетов — согласно ФЗ-122 льготники разделены на федеральных и региональных. Федеральный центр взял на себя обязательства по предоставлению льгот ветеранам войны, героям СССР и РФ, жертвам радиационных катастроф, инвалидам, почетным донорам. Регионам были отданы полномочия по социальной защите ветеранов труда, тружеников тыла, граждан, пострадавших от политических репрессий. Ряд регионов, следуя примеру федерального центра, решили монетизировать свои льготы. Практическое воплощение закона о монетизации льгот в жизнь с начала 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах России.

До последнего времени Челябинская область оставалась одним из четырех регионов страны, где после принятия федерального закона о монетизации льготы для региональных категорий остались в натуральном виде. Однако и наш регион не остался в стороне ни от монетизации транспортных льгот, ни от акций протеста. 24 апреля депутаты Законодательного собрания Челябинской области приняли изменения в законодательство, связанные с переходом на денежную компенсацию за проезд региональных льготников в общественном транспорте.

Одном из толчков к монетизации транспортных льгот в Челябинске стала чрезмерная убыточность муниципального общественного транспорта. При каждом удобном случае мэр города Челябинска Михаил Юревич подчеркивал этот факт, настаивая на необходимости акционирования МУП «Челябгортранс».

«Мы планируем переоформить Челябгортранс в акционерное общество, 100 % капитала которого будет принадлежать городской администрации. Причиной выступает чрезмерная убыточность муниципального транспорта, так как 60 % пассажиров городского общественного транспорта относятся к льготной категории граждан. На сегодняшний день никто за них не платит. После процедуры акционирования мы будем иметь право на денежную компенсацию из бюджетов различных уровней — и регионального, и федерального. В этом отношении муниципальное предприятие ограничено в правах, тогда как у АО есть четкая правовая база, и мы сможем заставить в полном объеме компенсировать затраты на льготников», — пояснил М. Юревич.

По его словам, в противном случае город может остаться без общественного транспорта.

«По такому пути многие города уже прошли. Однако после акционирования муниципальный транспорт не станет прибыльным — он всегда будет дотированным. Но такие меры позволят навести порядок с оплатой льгот, снизить уровень убыточности, увеличить количество маршрутов, быстрее обновлять подвижной состав, снизить кадровый дефицит», — заключил мэр.

Желание Юревича снять нагрузку с муниципального бюджета подтолкнуло областную власть к принятию решения о монетизации транспортных льгот. Последние подошли к решению вопроса основательно.

Перед принятием изменений в законодательство правительство Челябинской области провело глубокий анализ ситуации и организовало ряд встреч с различными категориями граждан. Так, обсуждение нового законопроекта прошло с представителями общественной палаты, активистами ветеранских организаций, была проведена «горячая линия» в министерстве социальных отношений. В целом, как отметил заместитель губернатора Челябинской области Роман Панов, было получено свыше 6 тыс. различных мнений.

«С введением денежной компенсации выиграют 65 % региональных льготников — те, кто не пользуется общественным транспортом или ездят редко. Так, из 580 тыс. региональных льготников 250 тыс. человек старше 70 лет, 40 тыс. — старше 80 лет. Эти люди, в силу здоровья и возраста, практически не пользуются транспортом. Еще около 100 тыс. региональных льготников проживают в селах или малых городах и также в основном ходят пешком.

Всего на сегодняшний день к категории областных льготников относится около 400 тыс. человек — ветераны труда, труженики тыла и реабилитированные. Больше трети из них проживают в областном центре. На оплату их проезда транспортным предприятиям Челябинска за первые три месяца текущего года из областного бюджета было направлено около 40 млн руб. В целом за прошлый год город получил почти 130 млн руб. В этом планируется перечислить свыше 200 млн. Однако Михаил Юревич счел такие объемы денежных выплат недостаточными.

Выплаты компенсаций из областного бюджета за проезд на общественном транспорте будут производиться вместе с пенсией авансом ежеквартально по 600 руб. каждому льготнику. Таким образом, компенсация за месяц составит 200 руб. При этом объем денежных средств, выделяемых из областного бюджета на оплату проезда льготников, вырастет в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом: с 545,7 млн руб. до 1 млрд 300 млн руб.

Для тех, кому необходимо ездить постоянно, будет предложен льготный проездной на все виды транспорта за те же 200 руб. компенсации. Как отметил первый заместитель губернатора Андрей Косилов, в настоящее время ведется работа с муниципалитетами по введению таких проездных.

«Мы даем возможность всем категориям льготников почувствовать поддержку государства, тогда у населения появится возможность выбора, на какие цели направить полученную денежную компенсацию», — подчеркнул А. Косилов.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 июня.

24 апреля, в день принятия законопроекта о монетизации транспортных льгот, перед зданием Законодательного собрания Челябинской области была организована акция протеста. В акции участвовали пенсионеры, лозунги которых носили обвинительный характер в отношении областных властей. Изначально на мероприятии предполагалось присутствие порядка 20 человек. Однако ситуация вышла из-под контроля, и на главной площади города собралось более тысячи человек. Митинг начался в 09.30 утра и длился около 8 часов. В течение этого времени движение транспорта по центральной магистрали города было заблокировано, так как митингующие вышли на проезжую часть на пересечении ул. Кирова и проспекта Ленина.

Причиной такого массового недовольства явилась недостаточная информированность населения о сути законопроекта. Пенсионеры не знали о том, что на сумму компенсации — 200 рублей — можно будет приобрести льготный проездной на все виды транспорта без ограничения количества поездок. Виной тому — нагнетание обстановки в определенных СМИ, которое способствовало наращиванию социальной напряженности. Однако когда митингующим была объяснена ситуация, все претензии пенсионеров были сняты.

«Акция протеста пенсионеров против монетизации транспортных льгот — событие экстремистского направления, сориентированное на развал общества и обострение ситуации», — заявил председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов.

«Кроме того, данная акция — это однозначно организованный шаг: были развешаны объявления в садах и огородах, на подъездах домов. Намеренно приглашались непросвещенные жители, их спровоцировали на протестное мероприятие. Такие технологии используют определенные лица, которые желают нажить себе политический капитал, дешевым образом заработать политические дивиденды, обеспечить себе авторитет. Ситуация намеренно нагнетается для разрушения имиджа Челябинской области». Это просто «черный пиар», — считает он.

Однако назвать конкретные имена и фамилии председатель Общественной палаты отказался во избежание возможных судебных разбирательств.

С мнением Вячеслава Скворцова согласился и председатель регионального совета ветеранов Анатолий Сурков.

«Пенсионеров использовали в качестве инструмента в достижении определенных политических целей. Старикам нужен покой», — подчеркнул А. Сурков.

Оба участника пресс-конференции отметили, что не совсем адекватной показалась им реакция на происходящие события со стороны главы города Челябинска Михаила Юревича.

«Я очень уважаю Михаила Юревича, но в день проведения акции протеста он проявил нескромность, воспользовавшись ситуацией и выставив себя более гуманным и человечным, чем областное правительство. Не надо присваивать себе чужие успехи», — заметил В. Скворцов.

«Благодаря монетизации транспортных льгот у ветеранов впервые появилось право выбора — получить денежную компенсацию или льготный проездной, который не ограничивает в числе поездок на любом виде муниципального транспорта. Последнее обстоятельство особенно — свыше 60 % пенсионеров редко пользуются услугами муниципального транспорта. Поэтому более чем странно слышать утверждения отдельных должностных лиц на муниципальном уровне, что данное решение принято в ущерб интересам подавляющей части ветеранов. Считаем крайне безнравственным дезинформировать людей об истинном положении вещей, манипулировать общественным сознанием, а по сути — подставлять пожилых людей, делая их разменной монетой в собственных политических играх», — заявил Анатолий Сурков.

В заключение участники пресс-конференции выступили с призывом «сохранять спокойствие и выдержку, не поддаваться на провокационные призывы безответственных политиков, чьи высказывания и действия не имеют ничего общего с реальной защитой интересов рядовых граждан».

Изначально планировалось, что закон о монетизации транспортных льгот вступит в силу на территории Челябинской области с 1 мая. Однако сроки были передвинуты на месяц, и теперь в областном правительстве идет тщательная подготовка.

Так, по поручению главы региона Петра Сумина создана рабочая группа, которая займется реализацией комплекса мер по переходу на денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте для региональных льготников.

Рабочую группу возглавит его первый заместитель Андрей Косилов. В ее состав войдут заместитель губернатора Роман Панов, министр финансов Виктория Голубцова, министр социальных отношений Надежда Гартман, министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Валерий Шопов, управляющий пенсионным фондом Виктор Чернобровин, начальник ЮУЖД Владимир Молдавер.

Как сообщает пресс-служба губернатора Челябинской области, рабочей группе предстоит организовать работу по выплате денежной компенсации за проезд на общественном транспорте. Определить с каждым муниципалитетом механизм продажи и стоимость льготных проездных билетов. Разработать инструкцию для органов социальной защиты по компенсации льготникам проезда на междугородних маршрутах. Проконтролировать работу муниципальных образований по открытию садовых маршрутов, стоимости билетов в них, а также выплату компенсаций транспортным предприятиям из областного бюджета за провоз пенсионеров-садоводов. Также будет организована работа по продаже льготных билетов на пригородные электрички. Кроме того, губернатор поручил совместно с руководством ЮУЖД отремонтировать и привести в порядок павильоны на пригородных железнодорожных станциях. Особое внимание, по мнению Петра Сумина, рабочая группа должна уделить всестороннему информированию населения.

Принятый закон о монетизации транспортных льгот в Челябинской области дает пенсионерам право выбора: так же, как и раньше, пользоваться услугами общественного транспорта без ограничений либо получить денежную компенсацию в размере 200 рублей. Жителям села или небольших городов, которые не так активно пользуются общественным транспортом, такая ситуация выгодна — они смогут потратить полученные к качестве компенсации денежные средства на свои нужды. С другой стороны, монетизация направлена и на рост рентабельности городских транспортных предприятий.

Акция протеста не является следствием неудовлетворительной работы областных властей. Здесь решающую роль сыграл негативный информационный фон, создаваемый определенным кругом СМИ. Кроме того, замена льгот денежными компенсациями произошла одновременно с повышением цен на услуги транспорта. Напомним, по решению Михаила Юревича с 1 апреля 2008 года тариф на проезд пассажиров был значительно повышен: в трамвае и троллейбусе — до 10 руб. за одну поездку, в автобусе — до 12 руб.

Не подвергается сомнению и тот факт, что прошедшая акция протеста была спланирована и организована оппозицией областных властей с целью дестабилизировать обстановку в городе и дискредитировать отдельных ее представителей. В настоящее время правоохранительными органами ведется расследование в этом отношении.

Другие материалы по теме: