«Коммерсант-Урал» и Александр Желудков: «Ростехнадзор докапывается до метро. Строительство челябинской подземки может быть приостановлено»

Строительство большинства объектов челябинского метро может быть приостановлено на полтора года. Как пояснили в правительстве области, это связано со срывом сроков подготовки проектно-сметной документации и экспертизы метрополитена мэрией Челябинска. Отсутствие разрешительных документов позволит надзорным органам инициировать приостановку строительства части объектов подземки. В мэрии затягивание сроков объясняют частыми изменениями в федеральном законодательстве и считают, что замораживание ряда участков не будет критичным для сроков сдачи метро.

Вчера в правительстве Челябинской области прошло экстренное заседание по вопросу строительства метрополитена. На нем первый вице-губернатор Владимир Дятлов сообщил, что подконтрольное администрации Челябинска МУП «Челябметротрансстрой» до сих пор не согласовало с Главгосэкспертизой проектно-сметную документацию на ряд объектов метрополитена. Господин Дятлов считает, что нерасторопность горадминистрации может оказаться намеренной. Он напомнил, что в 2005 году городские власти уже предлагали остановить строительство метрополитена, считая его неактуальным и дорогостоящим проектом. Однако тогда губернатор Петр Сумин не согласился с таким вариантом. «В качестве компромисса было принято решение об изменении трассы и глубины ее залегания, а также смены чугунных тюбингов на железобетонные. Заказчик строительства — МУП «Челябметротрансстрой» — должен был разработать новую проектно-сметную документацию и получить положительное заключение Главгосэкспертизы. Однако этого так и не было сделано», — рассказал господин Дятлов.

Это, по его словам, остановит строительство фактически на всех объектах будущего метро, которое сейчас ведется без заключения экспертизы. «Мы сможем продолжить строительство лишь между станциями «Торговый центр» и «Площадь революции» — на этот проект уже получено положительное решение», — пояснил чиновник. В результате строительство челябинского метро, которое ведется с 1992 года, затянется еще как минимум на 1,5 года, прогнозируют в региональном правительстве (ранее власти заявляли, что пусковой комплекс будет запущен в 2012 году).

В областном управлении Ростехнадзора подтвердили, что на сегодняшний момент метро возводится незаконно. «Сейчас Ростехнадзор проводит проверку, результаты которой будут известны в середине следующей недели. Если до этого МУП «Челябметротрансстрой» не предоставит нам положительного заключения, мы обратимся в суд с требованием о приостановке строительства», — сообщил «Ъ» заместитель руководителя управления Ростехнадзора по Челябинской области Дмитрий Скорынин.

Вице-мэр Челябинска Владимир Алейников объяснил затягивание согласования проекта изменениями федерального законодательства. «Решения по изменению проекта в 2005 году были приняты, поскольку существенно экономили средства бюджета. Нормативная документация была разработана в срок, но не принималась, поскольку менялись требования к ней: сначала был изменен федеральный закон «О промышленной безопасности», потом — Градостроительный кодекс. Летом мы сдали документацию в Главгосэкспертизу, и 9 декабря ожидаем ее решения. Оно не будет положительным, но часть претензий мы уже знаем и активно над ними работаем», — отметил он.

При этом в мэрии считают, что замораживание ряда объектов не будет критичным для сроков строительства и осваивания федеральных средств. «Если на легитимных объектах работать в полную силу, то выделенных средств даже не хватит», — заявил господин Алейников. Напомним, в 2007 году на строительство челябинского метро было выделено 1,1 млрд. руб., из которых 314 млн. руб. — средства из федерального бюджета. По состоянию на 1 января 2008 года были закрыты акты лишь на 703,4 млн. руб.

Примечательно, что если строительство метро в Челябинске будет заморожено, выделяемые на это средства из федерального бюджета могут получить другие города. Во всяком случае, соответствующее предложение в министерство транспорта РФ в августе направил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Павел Донской. «Регион будет просить у федерального центра выделения дополнительных средств на строительство метрополитена в Самаре за счет других регионов, не освоивших транши федерального бюджета», — говорил он тогда. Впрочем, пока реакция Минтранса на инициативу самарских властей неизвестна.

Другие материалы по теме: