Минпромторг России предлагает расширить программу льготного автокредитования физических лиц

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в программу субсидирования потребительских автокредитов. Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта.

По мнению представителей Минпромторга, в случае принятия Постановления будет увеличено количество реализуемых автомобилей отечественного производства.

Всего по состоянию на 14 мая 2009 года от физических лиц в банки с апреля 2009 года поступило 14 тыс. 700 заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых выдано 5 тыс. 498 автокредитов.

Эксперты позитивно оценивают предложенные изменения, но отмечают, что основную роль здесь все-таки играет уровень платежеспособного спроса со стороны населения.

«Мы считаем, что столь существенное увеличение максимальной стоимости приобретаемых в рамках льготной программы кредитования автомобилей вполне оправданно в текущих условиях», — заявил УрБК эксперт ИК «ФИНАМ» Алексей Курасов.

«Дело в том, что нынешняя планка в размере 350 тыс. руб. слишком ограничивает выбор модельного ряда автомобилей у потенциальных покупателей, что, соответственно, и снижает спрос населения на участие в программе. В рамках 600 тыс. руб. покупатели уже не будут ограничены при покупке только отечественными автомобилями или иномарками в минимальных комплектациях, что должно увеличить востребованность льготного автокредитования как минимум на 15-20% от текущего уровня», — полагает А. Курасов.

«Прогнозируемый рост спроса мог бы оказаться и более высоким, однако ограничивается уровнем платежеспособности населения и его стремлением в условиях кризиса не связываться с кредитами, даже на относительно выгодных условиях», — добавил он.

«Если законопроект будет принят, то это будет стимулировать не только «АвтоВАЗ». Конечно, есть и ограничения по сумме. Но проблему сейчас представляют не ограничения, а возможности бюджета и платежеспособный спрос населения. В случае дальнейшей стагнации ожидаемого эффекта не будет, даже если давать беспроцентный кредит», — соглашается начальник фондового департамента ООО ФА «Милком-Инвест» Виталий Шурупов.

Госпрограмму субсидирования автокредитов в ее нынешнем виде аналитики и участники рынка подвергли критике.

«Программа изначально предназначалась для помощи не российскому автопрому, а конкретно ОАО «АвтоВАЗ». Наивно думать, что новый Ford Focus можно так просто приобрести в Челябинске в автосалоне по льготному кредиту. Завод «Иж-Авто» практически стоит. Поэтому, реестр этих «льготных» автомобилей можно было сразу обозвать «безвозмездная помощь (очередная) государства руководству «АвтоВАЗа». Поскольку доля «АвтоВАЗа» на рынке из года в год сужается, то и эффективность программы низкая», — отметил В. Шурупов.

«Программа льготного автокредитования, декларированная премьер-министром Владимиром Путиным, скорее несет некую долю пиара, чем реальную помощь российскому автопрому», — заявлял ранее на круглом столе генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук.

По его словам, более 5 лет ведущие автопроизводители представляют те же льготы. Население, как и раньше, имеет возможность приобретать автомобили в кредит по различным льготным программам автосалонов. Однако сейчас ими воспользоваться стало намного проблематичней. «Население, особенно в регионах, не может собрать необходимый банкам пакет документов, в частности, предоставить справки 2НДФЛ. Данная тенденция и отражает состояние экономики страны», — отмечал А. Кольцук.

Кроме того, директор компании «Планета Авто» обращал внимание на тот факт, что в сложившихся экономических условиях продекларированная цена одного автомобиля в размере не более 350 тыс. руб. не выгодна ни одному из автопроизводителей.

Для физлиц, по мнению экспертов, условия программы также не слишком привлекательны.

«Если рассмотреть госпрограмму субсидированного кредитования, предусматривающую трехлетний срок действия кредитного договора, можно отметить, что люди, избалованные кредитами на 5 лет, очень сложно перестраиваются на предлагаемые условия. Даже если автомобиль с низкой ценой и небольшой переплатой», — говорит директор центра автокредитования Челябинского филиала ООО «Юниаструм банк» Валентина Устьянцева.

По словам начальника отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения №8597 Уральского Банка Сбербанка России Елены Летовой, не все желающие могут стать участниками программы в силу высокого для многих людей размера ежемесячного платежа, который составляет порядка 7-8 тыс. руб. при сроке действия кредитного договора 2 года 7 месяцев (не позднее 31 декабря 2011 года).

Отметим, несмотря на то, что список автомобилей, которые попадут в обновленную программу льготного автокредитования, расширится, объем господдержки сохранится на том же уровне — 2 млрд. руб. По мнению участников рынка, этого явно недостаточно.

«Если ориентироваться на стоимость «Лады Приоры», то этих денег хватит на субсидирование всего 70 тыс. автокредитов», — подсчитал исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр Рулевский.

Другие материалы по теме: