МУП «Челябгортранс» может стать банкротом

В связи с тем, что в городском бюджете нет средств для погашения долга МУП «Челябгортранс» за потребленную электроэнергию, существует вероятность банкротства предприятия. Об этом заявил глава г. Челябинска Михаил Юревич на аппаратном совещании у губернатора Челябинской области Петра Сумина.

Напомним, сумма задолженности «Челябготранса» перед ОАО «Челябэнергосбыт» составляет 57 млн. руб., энергетики ввели режим ограничений на тягловые подстанции, которые питают городской электротранспорт.

С 1 января 2009 года в связи с предписанием Федеральной службы по тарифам ликвидированы льготные энерготарифы для ряда потребителей, в том числе и для МУП «Челябгортранс». Отметим, «Челябгортранс» являлась единственной транспортной организацией из всех городов-миллионников, который пользовался такими льготами. По словам председателя государственного комитета «Единый тарифный орган» по Челябинской области Сергея Образцова, руководство Челябинска и транспортной организации неоднократно извещалось об изменении тарифной ставки и отказе от предоставления льгот. Однако никаких расчетов, подтверждающих то, что МУП «Челябгортранс» не может быть отнесен к категории коммерческих предприятий, от администрации Челябинска не поступило.

Позиция местных властей в этом вопросе была озвучена сегодня в ходе аппаратного совещания у М. Юревича.

«Мы не согласны с размером долга, который ОАО «Челябэнергосбыт» предъявляет МУП «Челябгортранс», — заявил заместитель главы города Челябинска по транспорту и дорожному строительству Владимир Алейников. По его словам, с января 2009 года тарифы для «Челябгортранса» повысились на 214%. В декабре 2008 года платеж транспортного предприятия составлял 10 млн. руб., в январе текущего года — 20 млн. руб. «Таких средств не было заложено ни в бюджете города, ни в бюджете самого предприятия. Сегодня «Челябэнергосбыт» говорит о долге в размере 57 млн. руб. Но, на наш взгляд, эта сумма меньше, так как изначально тариф рассчитывался неправильно. «Челябгортранс» финансируется из бюджетов разных уровней, поэтому его необходимо перевести в раздел льготных потребителей и пересчитать тариф», — подчеркнул В. Алейников.

Между тем, по мнению С. Образцова, главной причиной убытков МУП «Челябгортранс» является не возросшая стоимость электроэнергии, а неконкурентоспособность автобусных сообщений.

«Согласно данным, представленным предприятием, в прошлом году себестоимость проезда в общественном транспорте, складываясь из расчета стоимости перевозки одного пассажира, составляла: в трамвае — 7,7 руб. на человека, в троллейбусе — 11 руб., в автобусе — 18 руб. То есть главной причиной убытков предприятия являются перевозки в автобусном сообщении. При этом доля общеэксплуатационных расходов в автобусных перевозках составляет 26%, в перевозке трамваем — 51%, в троллейбусе — 56%. Это говорит о искусственном переносе затрат с автобусных перевозок на электротранспорт, когда они могли бы распределяться равномерно. Вместе с тем, электротранспорт в прошлом году был еще прибыльным. Причем если говорить о троллейбусе, там затраты на электроэнергию составили 51 млн. руб., а общеэксплуатационные — 218 млн. руб. Доля электроэнергии здесь является не критичной», — отметил С. Образцов.

«Как следует из данных МУП «Челябгортранс», исходя из общего пробега подвижного состава по автобусам и количеству перевезенных пассажиров, получается, что коэффициент загрузки — 0,2-0,3. Таким образом, главной причиной убытков «Челябгортранса» является не высокий тариф на электроэнергию, а потому что автобусы перестали выдерживать конкуренцию с маршрутными такси», — добавил он.

Областное правительство предлагает свои пути выхода из сложившейся ситуации.

«Челябготрансу» необходимо оптимизировать свою деятельность: рассмотреть эффективность работы, ценовую политику, статьи затрат. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Иван Белавкин.

Замминистра привел примеры из других городов региона: в Миассе и Златоусте задолженности у предприятий нет, при этом стоимость проезда там ниже (8 руб. и 9 руб., соответственно).

«Аналогичные предприятия в других городах Челябинской области и других субъектах России работают без убытков. Кроме того, в регионе ежегодно обновляется подвижной состав, в том числе и за счет областного бюджета. В текущем году в Министерство регионального развития подготовлена и направлена заявка на приобретение автотранспорта на общую сумму порядка 350 млн. руб., из них для Челябинска предусмотрено около 120 млн. руб. (70% — средства федерального бюджета, 30% — местный бюджет, либо средства предприятий)», — сообщил И. Белавкин.

Губернатор Челябинской области Петр Сумин, обращаясь к главе г. Челябинска, подчеркнул, что доходы городского бюджета, в отличие от областного, сократились в текущем году незначительно. «Мы не можем создавать тупиковые ситуации. Общественный транспорт — сфера ответственности администрации города и собрания депутатов. Поступления в городской бюджет сократились незначительно, и необходимо изыскать средства для решения этой проблемы», — заявил П. Сумин. В связи с этим он поручил министру финансов Виктории Голубцовой и начальнику главного контрольного управления Челябинской области Михаилу Чемодурову подготовить справку о реальном состоянии бюджета города Челябинска.

Другие материалы по теме: