Владимир Садырин: Готовность образовательных учреждений Челябинской области к новому учебному году составляет 100%

На вопросы ИА «УралБизнеКонсалтинг» отвечает министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

— Владимир Витальевич, какова готовность образовательных учреждений Челябинской области к новому учебному году?

— Готовность наших образовательных учреждений Челябинской области составляет 100%. В новом учебном году начнут работу 3 093 областных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе 966 общеобразовательных школ и 119 их филиалов. Также 1 сентября состоится открытие одной новой школы на 140 мест — МОУ «Донгузловская средняя общеобразовательная школа» (п. Луговой Красноармейского района), на строительство которой было выделено 46 млн. руб. Еще 2 школы начали работу после капитального ремонта: школа № 3 г. Магнитогорска и филиал школы № 4 г. Челябинска.

Основная работа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений была проведена в с 2005 по 2008 год. В текущем году закрыто только 3 малокомплектные начальные школы (в Карталинском районе и Октябрьском районе). Для всех детей организована доставка в ближайшие школы.

1 сентября в школы области придут 34 тыс. первоклассников — в новом учебном году их количество увеличится на 1,5 тыс. человек. Вместе с тем, общее число учащихся общеобразовательных школ сократится на 5 тыс. человек, до 314 тыс. школьников.

Средняя наполняемость классов в среднем по области составила для сельских школ — 14,2 ученика (по России — 12,0, УрФО — 12,7) для городских школ — 24,1 (по России — 23,1, УрФО — 23,0). Значительно ниже среднеобластной наполняемость учащимися в классах школ в Ашинском (21,5), Еманжелинском (21,9), Каслинском (21,7) и Катав-Ивановском районах.

— Расскажите о ходе подготовки учреждений образования к учебному году. С какими проблемами пришлось столкнуться?

— При подготовке и приеме образовательных учреждений особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся (противопожарная безопасность, соблюдение санитарных норм). Так, Госпожнадзор принял 17 школ с условием устранения выявленных нарушений в установленный срок. В целом, проводимые проверки показали, что основными нарушениями требований пожарной безопасности на объектах образования являются: отсутствие (неисправность) автоматической пожарной сигнализации, эксплуатация электрооборудования с нарушением правил устройства электроустановок, пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям.

Отмечу, что с выходом нового технического регламента в мае, нам было очень сложно готовить школы к новому учебному году — наши инспектора предъявили очень высокие и часто необоснованные требования. Например, в Златоусте пожарные требуют отодвинуть школу от здания, которое простояло 80 лет, на 10 метров. Вы же понимаете, что это требование вообще не выполнимо. Так же как и требования, когда Госпожнадзор заставляет нас в подвалах прорубать двери, окна, нарушать целостность здания. Мы же не можем нормальное школьное здание превращать в аварийное. Нами было проведено несколько совещаний с Госпожнадзором, в результате достигнута договоренность о 100%-ом приеме школ.

В этом году нам удалось решить вопрос по учебникам. Деньги на их приобретение были выделены только 3 августа, но несмотря на это, учебные пособия уже поступили к нам, сегодня идет их распределение по школам. Поставлена задача — до 10 сентября эту работу завершить.

Отмечу, что несмотря на повсеместную нехватку средств в текущем году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» муниципалитетами было выделено 270 млн. руб. На эти средства приобретены несколько компьютерных классов, 230 школ получили комплекты ученической мебели, 113 школ приобрели необходимое медицинское оборудование, 209 школ — спортивный инвентарь и 264 школы — технологическое оборудование для пищеблока.

В целом, затраты на подготовку школ к новому учебному году составили 305 млн. руб.

— Как обстоит ситуация с наличием педагогических кадров в образовательных учреждениях области?

— По педкадрам мы укомплектованы на 98,7% без учета прибывших молодых учителей. Есть территории, где учителя не нужны из-за того, что контингент учащихся продолжает сокращаться, в частности, в Варненском и Кизильском районах. Стоит отметить, что если 3 года назад наиболее востребованными были учителя информатики, то сегодня только 46 вакансий по этой специальности. Вместе с тем не хватает преподавателей иностранных языков — в школы требуется порядка 150 учителей.

Также мы ожидаем, что в этом году в учебные заведения придет 1000 молодых специалистов (выпущено у нас около 2,5 тыс.).

— Расскажите о новшествах, которые внедряются в образовательный процесс.

— В этом году мы будем уделять большое внимание дистанционному образованию. В дистанционном режиме могут бесплатно и по желанию обучаться дети из сельских школ. Для учителей будут организованы дистанционные модульные курсы. Также мы впервые начинаем совместно с федеральным Министерством образования дистанционное обучение детей-инвалидов — тех, которые не могут выходить из дома, посещать школы. Обучение 50 таких детей начнется уже в сентябре — будем отрабатывать новые технологии и методики. Процесс обучения будет проходить на дому с помощью Интернета и специально подготовленных педагогов.

— Как Вы оцениваете итоги набора учащихся в профессиональные и высшие учебные заведения в текущем году?

— На сегодняшний день план приема в профессиональные училища выполнен на 68%, в техникумы — на 70%. Вместе с тем полностью произведен набор по железнодорожным специальностям. Данная отрасль пользуется наибольшей популярностью среди молодежи — выпускников школ.

Количество поступивших на бюджетные отделения вузов соответствует запланированным показателям, продолжается набор абитуриентов на коммерческой основе. Конечно, у нас есть как положительные моменты, так и отрицательные. В целом, в этом году на 232 студента-бюджетника будет больше. Но происходит перераспределение между специальностями. Все 232 места — это, в основном, технические специальности (металлургия, энергетика, приборостроение). Как отмечает приемная комиссия ЮУрГУ, впервые за 15 лет конкурс на специальность «промышленное и гражданское строительство» был выше, чем на экономику. Уменьшился прием и на гуманитарные специальности, в том числе на журналистику (бюджетные места). Есть проблемы внутри вузов и их филиалов. Например, очень сложно шло укомплектование Верхнеуфалейского филиала ЮУрГУ, кроме того, в Челябинском педуниверситете не укомплектована такая специальность как «технология для мальчиков» — в этом году поступило только 2 человека.

Другие материалы по теме: