Александр Кузнецов: Впереди нас ждет еще немало сложного, но интересного

Александр Кузнецов: Впереди нас ждет еще немало сложного, но интересногоНа вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов.

— Александр Игоревич, расскажите об особенностях предстоящего учебного года. Насколько ощутимы последствия демографического кризиса 90-х?

— Демографический кризис 90-х действительно дает о себе знать, число выпускников средней школы за последние пару лет сократилось почти на две с половиной тысячи человек. В связи с уменьшением контингента учащихся снизилась и средняя наполняемость в классах. И хотя школы Челябинской области обгоняют по этому показателю учебные заведения в УрФО и в России, наполняемость учеников в классах выше нормы только в Копейске, Магнитогорске и Челябинске. Если говорить о сельских школах, то самая низкая наполняемость в Катав-Ивановском районе — 4,3; Нязепетровском она составляет — 9,8 человек, в Октябрьском — 11,5; в Пластовском — 11,4; в Верхнеуральском — 12,8.

В то же время отмечу, что уже четвертый год подряд число первоклассников в нашей области увеличивается примерно на тысячу человек. В 2010 году их будет уже 35 тысяч человек. Всего в школах Челябинской области учебный год начнется для 312 тысяч учащихся, что на 0,7% меньше, чем в 2009 году.

— Как проходит подготовка образовательных учреждений области к новому учебному году? Чему уделяется внимание в первую очередь?

— При подготовке образовательных учреждений к новому учебному году особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся. Прежде всего, речь идет о проведении противоаварийных мероприятий в зданиях общеобразовательных школ, противопожарной безопасности, соблюдении санитарных норм.

В соответствии с областной целевой программой, на капитальные ремонты в школах из регионального бюджета в текущем году выделено 153,5 млн. руб. В частности средства направлены на выполнение ремонтных работ в Каслинской средней общеобразовательной школе, Балканской и Злоказовской школе-саде.

На проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных школ планируется выделить из бюджетов всех уровней 40 млн. руб.

Что касается противопожарной безопасности образовательных учреждений, то здесь работа организована в два этапа: в мае-июне мы совместно с надзорными органами проверяем противопожарное состояние образовательных учреждений, а в августе осуществляется контроль за устранением нарушений и приемка школ к новому учебному году.

— Какие нарушения требований пожарной безопасности наиболее распространены в наших школах?

— В ходе проверок только в этом году выявлено 4584 нарушений требований пожарной безопасности, из которых устранено 3667. Проводимые проверки показали, что основными нарушениями являются отсутствие (неисправность) автоматической пожарной сигнализации; эксплуатация электрооборудования с нарушением правил устройства электроустановок; несоответствие путей эвакуации не нормативным требованиям; отсутствие (неисправность) наружного противопожарного водопровода.

Вместе с тем за 4 года реализации программ по безопасности образовательных учреждений существенно повысился уровень их оснащенности противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. Количество пожаров в учебных заведениях и соответственно доля материального ущерба, по сравнению с 2004 года, сократились на 30%. Несмотря на ежегодно проводимую работу по приведению объектов образования в пожаробезопасное состояние, образовательные учреждения для решения данного вопроса требуют дальнейшей финансовой поддержки.

Расходы региональной казны на обеспечение противопожарной безопасности в текущем году составят 30 млн. руб., еще 10 млн. планируется выделить дополнительно на финансирование неотложных работ. Из бюджетов муниципальных образований Челябинской области запланировано выделение 106 млн. руб.

— Какие еще статьи расходов при подготовке школ являются приоритетными?

—Обновление материально-технической базы образовательных учреждений и формирование безопасных условий организации образовательного процесса. В общей сложности на эти цели из областного и муниципальных бюджетов будет выделено более 200 млн. руб.

Добавлю, что во всех без исключения образовательных учреждениях при подготовке к учебному году предусмотрены мероприятия по оборудованию и благоустройству территории; ревизия всех инженерно-коммуникационных систем; косметический ремонт помещений школ. Дополнительно приобретается оборудование, наглядные материалы для обучения и воспитания детей, идет обновление оснащения специализированных кабинетов (информатики, химии, физики). С целью выполнения требований санитарных норм осуществляется ремонт помещений пищеблоков и обеденных залов, по мере необходимости для школ закупают кухонную посуду, технологический и рабочий инвентарь. Кроме того, производится частичная замена изношенной мебели в классах.

—Какие меры предпринимает областное правительство для снижения числа безработных среди выпускников?

— Мы сделали много для того, чтобы минимизировать риски, с которыми столкнулись выпускники при устройстве на работу.

В настоящее время реализуется областной комплексный план мероприятий по обеспечению занятости выпускников учреждений профессионального образования.

В соответствии с заявками предприятий разных форм собственности области подготовлен раздел областной целевой программы стабилизации ситуации на рынке труда в части стажировки выпускников. В общей сложности предполагается направить на стажировку 1771 выпускника, которые будут приобретать опыт работы под руководством 1414 наставников.

Стоит отметить, что политика взаимодействия с работодателями не ограничивается организацией практик и стажировок, выплатой именных стипендий лучшим студентам, проведением научно-практических конференций. Все это уже стало нормой совместной деятельности. Главный вектор развития отношений с работодателями: определение моделей профессиональных стандартов, разработка перечня компетенций и установление уровня квалификаций, развитие научного сектора и опытно-экспериментальных работ.

Совместно с Региональным центром содействия трудоустройству выпускников осуществляется координация деятельности и оказание помощи вузовским центрам занятости студенческой молодежи. Проводятся презентации предприятий в учебных заведениях. По запросу предприятий и организаций проходит индивидуальный отбор специалистов для их дальнейшего трудоустройства. Еще одна мера поддержки — психолого-образовательное сопровождение адаптации выпускников к условиям регионального рынка труда.

На информационном портале «Универис-Трудоустройство» Южно-Уральского государственного университета создан банк вакансий работодателей и резюме специалистов вузовских центров региона, в котором представлено около 15 тыс. вакансий.

В рамках областных целевых Программ развития предпринимательства оказывается поддержка молодежи, желающей создать свой бизнес.

Это информационно-консультационные услуги, обучающие семинары, издание специализированной литературы, с 2007 года оказывается и финансовая поддержка.

— Челябинская область в числе первых приступила к реформе системы профтехобразования. Какие задачи она призвана решить? Как проходит процесс реорганизации образовательных учреждений в текущем году?

— Модернизация учреждений начального и среднего профессионального образования проводится в связи с осложнившейся демографической ситуацией в Челябинской области, изменяющимися требованиями к уровню подготовки рабочих кадров со стороны работодателей, необходимостью удовлетворения потребностей молодежи в получении качественного профессионального образования.

Этот процесс позволяет более эффективно использовать учебные площади и создать современную материально-техническую базу по широкому перечню востребованных на рынке труда профессий.

Немаловажно, что каждая реорганизация приводит к существенной экономии бюджетных средств.

Оптимизация сети образовательных учреждений началась в 2007 году, после утверждения соответствующего постановления областного правительства. За 2 года в области было реорганизовано 23 учебных заведения.

В соответствии с планом в 2010 году реорганизованы 6 областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. До конца 2010 года планируется реорганизация еще 7 образовательных учреждений.

Работа по оптимизации сети учреждений профессионального образования будет продолжена и в новом учебном году. Она проводится с обязательным учетом мнения муниципальных образований, промышленных предприятий и организаций, что способствует формированию системы подготовки рабочих и специалистов по профессиям, необходимым для функционирования и развития промышленности, транспорта, строительства, торговли, общественного питания, сферы обслуживания, сельского хозяйства области.

В рамках образовательных программ нового поколения вводится перечень новых специальностей, закрываются специальности, не востребованные на рынке труда. Часть специальностей среднего профессионального образования переводится на ступень высшего профессионального образования, вводится новая квалификация — прикладной бакалавриат. Так, Челябинский монтажный колледж стал победителем федерального конкурса для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Всего по России утверждено 30 таких учреждений.

— Как Вы оцениваете состояние региональной системы образования в целом? Где мы достигли наибольших успехов, а над чем еще предстоит поработать?

— В целом образовательная система Челябинской области занимает одну из ведущих позиций в России. Это доказывает и реализация приоритетного национального проекта «Образование», по итогам который Челябинская область стала лучшей в стране, и внедрение недавней инициативы Президента РФ — «Наша новая школа». Мы очень любим экспериментировать и внедрять новейшие педагогические инициативы. Так, к примеру, наша область одной из первых вошла в эксперимент по ЕГЭ, а два года назад мы экспертировали новые образовательные стандарты для младшей школы, по которым с будущего года будут учиться все первоклашки России.

У нас есть большой потенциал не только в части инновационных технологий, которые мы внедряем на всех уровнях образования, начиная с компьютерно-игровых комплексов для дошколят и заканчивая двумя супер-компьютерами на базе крупнейшего вуза нашего региона. Главная наша перспектива — это педагоги. Например, заслуженные, Учителя года России, такие, как Виктор Шилов и Иван Иоголевич, или Наталья Сергеевна Никифорова, которая стала победителем этого престижнейшего конкурса в прошлом году и привезла этот конкурс в нашу область во второй раз. Учитель года России в этом году, объявленном Годом Учителя, пройдет в Магнитогорске, на родине Натальи Сергеевны, и стартует он уже очень скоро — 24 сентября.

Особые надежды мы возлагаем и на молодые кадры. По президентской программе в нашей области будет открыто 25 вакансий для лучших молодых педагогов, которые поедут на село и получат из федерального бюджета поощрение в размере 500 тыс. руб.

Еще одним важным делом, которое нам предстоит сделать, станет переход на новую систему оплаты труда и изменение статуса образовательных учреждений в рамках 83-го федерального закона. Таким образом, у нас уже очень многое позади, но впереди нас ждет еще немало сложного, но интересного.

Другие материалы по теме: