«Челябинск за неделю» и Юрий Лугавцов просят: «О малом бизнесе замолвите слово»
Вице-президент, председатель координационного совета некоммерческого партнерства «Региональное объединение выпускников президентской программы «Южно-Уральский деловой центр» Юрий Лугавцов. «О малом бизнесе замолвите слово».
«... Не удается до сих пор правительству и региональным властям создать условия, при которых у нас свободно развивался бы малый и средний бизнес... Зарегистрировать предприятие невозможно. Это просто издевательство над людьми и здравым смыслом». Кажется, так высказался В.В. Путин 14 марта 2005 года на совещании с членами правительства.
Сказано, по-моему, уже просто с отчаянием и болью в сердце. Многоуважаемый господин президент затронул только одну проблему малого и среднего бизнеса, касающуюся регистрации предприятий. Действительно, проблема есть. Но давайте попробуем ее рассмотреть и оценить, как мы это делали уже не раз, «с разных сторон прилавка».
Первая часть проблемы. Вы когда-нибудь, совершая покупки в супермаркете или крупном универмаге, обращали внимание на чек, точнее, его верхнюю строчку? Там печатается название торговой фирмы или имя предпринимателя. Если нет, то посмотрите и запомните. Посмотрите еще раз примерно через год. Вы увидите, скорее всего, там другое название. При этом все внешние атрибуты предприятия не изменятся. Что же произошло? Произошла перерегистрация предприятия на другое лицо. Старая фирма при этом закрывается. Обычно это делается ежегодно с целью «спрятать концы в воду». Нет фирмы – нет прошлых проблем. А теперь представьте чиновника, который ежегодно видит перед собой одни и те же лица, что приходят регистрировать новое предприятие и забывают о существовании старого. Этот чиновник четко понимает, что происходит, проникается к предпринимателю глубокой завистью (или ненавистью) и просит поделиться с ним сокрытыми от государства доходами. С моральной точки зрения я этого чиновника прекрасно понимаю и не осуждаю. Закон же должен действовать, причем не только карать, но и устанавливать хорошие правила игры.
Вторая часть проблемы. Указанная выше ситуация возникает обычно только у малого и среднего бизнеса. Большой бизнес ведет себя солидно и такими вещами не балуется. Балуется он другими вещами. Основной бизнес, чаще всего это производство или добыча сырья, предприниматель никогда не переводит на другое лицо. Это действительно бьет по его имиджу. А вот второстепенное производство и сбыт продукции переводятся на другие мелкие (читай: малые) предприятия. Цели самые разные: от прямого сокрытия прибыли до получения различных льгот, которыми наделяет наше государство такой псевдомалый бизнес. Естественно, чиновник на местах хорошо владеет ситуацией, и просто грех ему не ущипнуть от этого пирога.
Третья часть проблемы. Понятие малого бизнеса само по себе может приносить дополнительный доход. Любой успешный бизнес со временем расширяется, перестает быть малым и лишается льгот. Например, вырастает численность сотрудников предприятия выше допустимого предела, торговая выручка за отчетный период переваливает за миллион рублей и уже надо платить НДС... Эти и другие моменты не хочется выпускать и приходится создавать второе, третье предприятие с теми же владельцами.
Можно было бы продолжить список проблем, суть их одна – создано и создается очень большое количество липовых, виртуальных предприятий, иногда для одной-единственной сделки. Бизнес-пространство, создаваемое такими фирмами, становится мутным. А в мутной водичке... Мое мнение следующее: поощрять льготами надо те предприятия, которые заслужили эти льготы многолетним честным трудом на российском рынке. Тех же, кто засоряет рынок фирмами-однодневками, карать рублем. Есть ведь опыт в других областях законодательства. Например, бесплатно приватизировать квартиру можно только один раз. Получить налоговую льготу при покупке жилья можно только один раз. А почему бы. например, не предусмотреть законом разовое предоставление льготы предпринимателю, сколько бы предприятий он ни регистрировал? Можно, например, выплачивать премию в размере 10 процентов с каждого второго миллиона рублей выплаченных налогов. Как там у классика теории капитализма? При десятипроцентной прибыли капитал оживает... Так, может, и наш российский капитал оживет? Вот создавать новое предприятие при таких условиях точно не будет. Исчезнут очереди на регистрацию предприятий, а с ними и желающие поживиться.
А зарегистрировать новое предприятие на самом деле легко. Достаточно обратиться в специализированную фирму. И здесь нужны не медали, а деньги. Хотел бы закончить вновь словами В.В. Путина: «Нам нужно вместе с коллегами в субъектах Российской Федерации, видимо, выходить на какие-то общие решения. Без общих рамочных решений эта вакханалия будет продолжаться и дальше».
«... Не удается до сих пор правительству и региональным властям создать условия, при которых у нас свободно развивался бы малый и средний бизнес... Зарегистрировать предприятие невозможно. Это просто издевательство над людьми и здравым смыслом». Кажется, так высказался В.В. Путин 14 марта 2005 года на совещании с членами правительства.
Сказано, по-моему, уже просто с отчаянием и болью в сердце. Многоуважаемый господин президент затронул только одну проблему малого и среднего бизнеса, касающуюся регистрации предприятий. Действительно, проблема есть. Но давайте попробуем ее рассмотреть и оценить, как мы это делали уже не раз, «с разных сторон прилавка».
Первая часть проблемы. Вы когда-нибудь, совершая покупки в супермаркете или крупном универмаге, обращали внимание на чек, точнее, его верхнюю строчку? Там печатается название торговой фирмы или имя предпринимателя. Если нет, то посмотрите и запомните. Посмотрите еще раз примерно через год. Вы увидите, скорее всего, там другое название. При этом все внешние атрибуты предприятия не изменятся. Что же произошло? Произошла перерегистрация предприятия на другое лицо. Старая фирма при этом закрывается. Обычно это делается ежегодно с целью «спрятать концы в воду». Нет фирмы – нет прошлых проблем. А теперь представьте чиновника, который ежегодно видит перед собой одни и те же лица, что приходят регистрировать новое предприятие и забывают о существовании старого. Этот чиновник четко понимает, что происходит, проникается к предпринимателю глубокой завистью (или ненавистью) и просит поделиться с ним сокрытыми от государства доходами. С моральной точки зрения я этого чиновника прекрасно понимаю и не осуждаю. Закон же должен действовать, причем не только карать, но и устанавливать хорошие правила игры.
Вторая часть проблемы. Указанная выше ситуация возникает обычно только у малого и среднего бизнеса. Большой бизнес ведет себя солидно и такими вещами не балуется. Балуется он другими вещами. Основной бизнес, чаще всего это производство или добыча сырья, предприниматель никогда не переводит на другое лицо. Это действительно бьет по его имиджу. А вот второстепенное производство и сбыт продукции переводятся на другие мелкие (читай: малые) предприятия. Цели самые разные: от прямого сокрытия прибыли до получения различных льгот, которыми наделяет наше государство такой псевдомалый бизнес. Естественно, чиновник на местах хорошо владеет ситуацией, и просто грех ему не ущипнуть от этого пирога.
Третья часть проблемы. Понятие малого бизнеса само по себе может приносить дополнительный доход. Любой успешный бизнес со временем расширяется, перестает быть малым и лишается льгот. Например, вырастает численность сотрудников предприятия выше допустимого предела, торговая выручка за отчетный период переваливает за миллион рублей и уже надо платить НДС... Эти и другие моменты не хочется выпускать и приходится создавать второе, третье предприятие с теми же владельцами.
Можно было бы продолжить список проблем, суть их одна – создано и создается очень большое количество липовых, виртуальных предприятий, иногда для одной-единственной сделки. Бизнес-пространство, создаваемое такими фирмами, становится мутным. А в мутной водичке... Мое мнение следующее: поощрять льготами надо те предприятия, которые заслужили эти льготы многолетним честным трудом на российском рынке. Тех же, кто засоряет рынок фирмами-однодневками, карать рублем. Есть ведь опыт в других областях законодательства. Например, бесплатно приватизировать квартиру можно только один раз. Получить налоговую льготу при покупке жилья можно только один раз. А почему бы. например, не предусмотреть законом разовое предоставление льготы предпринимателю, сколько бы предприятий он ни регистрировал? Можно, например, выплачивать премию в размере 10 процентов с каждого второго миллиона рублей выплаченных налогов. Как там у классика теории капитализма? При десятипроцентной прибыли капитал оживает... Так, может, и наш российский капитал оживет? Вот создавать новое предприятие при таких условиях точно не будет. Исчезнут очереди на регистрацию предприятий, а с ними и желающие поживиться.
А зарегистрировать новое предприятие на самом деле легко. Достаточно обратиться в специализированную фирму. И здесь нужны не медали, а деньги. Хотел бы закончить вновь словами В.В. Путина: «Нам нужно вместе с коллегами в субъектах Российской Федерации, видимо, выходить на какие-то общие решения. Без общих рамочных решений эта вакханалия будет продолжаться и дальше».
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» улучшило условия кредитования ...
- Вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев: То ...
- Президент НК «Союз женщин предпринимателей Челябинской области «Союз успеха ...
- Руслан Гаттаров: Новые производства в Челябинской области могут быть освобо ...
- ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» увеличило объемы кредитования ...