Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» открывает возможности создания новой горнорудной базы для российской промышленности
16 мая в Челябинске состоялось совещание Президента России Владимира Путина с главами субъектов Уральского федерального округа по проблемам социально-экономического развития УрФО.
В своем вступительном слове Владимир Путин отметил значимость Урала для экономики России. Он оценил сложивший производственный потенциал округа, а также подчеркнул, что Уральский округ обязан быть одним из самых бурно развивающихся регионов страны. Вместе с тем В. Путин обратил внимание глав субъектов УрФО на ряд существующих в округе проблем, которые сдерживают динамику экономического развития региона.
Так, президент отметил неравномерность темпов развития субъектов УрФО, когда из-за избыточной концентрации производственный потенциал округа сосредоточен лишь в нескольких хозяйственных центрах. Снижение динамики развития малого предпринимательства (темпы здесь почти в 2 раза ниже, чем общероссийские, – заметил В. Путин). Объем прямых инвестиций, прежде всего иностранных, по-прежнему незначительный.
«Убежден, чтобы привести в действие весь потенциал Урала, добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и перспективные проекты», – отметил В. Путин.
Необходимо использовать стратегически выгодное положение Уральского региона: у округа огромные геоэкономические перспективы, и он вполне может стать образцом региональной стратегии.
В связи с этим Президент РФ особо подчеркнул значимость развития транспортной инфраструктуры, которая напрямую влияет на темпы экономического роста и отвечает задачам удвоения ВВП страны.
«Опорная сеть транспортной магистрали – это широкий выход России на мировые рынки, а также интеграция в глобальные транспортные коридоры», – заявил В. Путин.
Эту тему продолжил в своем выступлении полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев.
«Мы предлагаем разработать проект транспортного коридора вдоль Восточного склона Урала с рабочим названием «Урал промышленный – Урал Полярный», необходимость создания которого очевидна», – заявил П. Латышев, ссылаясь на проведенные предварительные переговоры и консультации по данному вопросу с главами субъектов УрФО, министрами Правительства РФ, а также со специалистами геологоразведочной службы.
Формирование данного транспортного коридора позволит решить главную задачу – ликвидация сырьевого дефицита и обеспечит их доступность.
Ядром данного проекта должно стать строительство новой железнодорожной магистрали «Полуночное (Свердловская область) – Обская (Ханты-Мансийский автономный округ)» и автомагистрали Салехард – Урай – Тюмень.
Это, по мнению П. Латышева, даст жизнь индустриальному комплексу Урала и обеспечит доступ к горнорудной базе и приход инвестиций.
Эту идею поддержали в своих выступлениях большинство прибывших на эту встречу глав субъектов Уральского федерального округа.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев более подробно рассказал о проекте транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный». Сегодня здесь заинтересованы в создании капиллярных линий, которые бы обеспечивали грузами транспортные коридоры. С вводом этих линий сырье из новых месторождений может быть направлено в адрес южно-уральских металлургических комбинатов и электрических станций, работа которых сегодня зависит от поставок сырья с запада Европейской части страны и из Казахстана. Но для развития региональных транспортных артерий, по словам Геннадия Фадеева, компании нужна этапность и доказуемость предъявляемых объемов перевозок. Он также считает, что необходимо развивать пассажирский комплекс северных территорий Урала. «Нам не избежать выхода на Ямал, поскольку будущее нашего государства, его топливно-энергетического баланса за северными территориями», - отметил Геннадий Фадеев.
По прогнозному эффекту, реализация проекта транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный» позволит увеличить внутренний региональный продукт к 2010 г. по ЯНАО в 2,7 раза, по ХМАО - в 2,5 раза, а внутренний региональный продукт Свердловской и Челябинской областей к 2015 г. - в 3 раза. В итоге это обеспечит по России к 2010 г. 38% прироста валового национального продукта.
П. Латышев заявил о насущной необходимости обратить взгляды на потенциал Северного Урала заявил в своем выступлении полномочный представитель Президента России в УрФО Петр Латышев: «Образовался разрыв между динамично развивающейся промышленностью и истощившейся местной ресурсно-сырьевой базой. Сегодня мы живем преимущественно старыми заделами».
Так, П. Латышев отметил нарастающий дефицит сырья в металлургической промышленности: «Это ставит отрасль в жесткую зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, а транспортная удаленность от центров добычи ведет к росту издержек и сказывается на конкурентоспособности экономики в целом».
Как альтернативный вариант, способный обеспечить качественный прорыв экономики округа и всего государства, П. Латышев представил проект «Урал промышленный – Урал Полярный». «Наш незадействованный ресурс на сегодня это Полярный и Приполярный Урал» – заявил П. Латышев.
Как сообщил полпред, по оценкам специалистов, прогнозный потенциал этого района оценивается почти в 60 млрд. тонн. А по данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала составляет порядка $200 млрд.
«При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открывается возможность создания новой горнорудной базы, способной обеспечить потребности отечественной промышленности до 2050 г. и далее», – считает П. Латышев.
Однако проект пока еще находится в начальной стадии и, по мнению ряда выступавших на совещании, имеет как плюсы, так и минусы.
Так, представители Министерства торговли и экономического развития РФ, присутствовавшие на совещании в Челябинске по вопросам социально-экономического развития УрФО, отметив положительные стороны проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», все же считают этот проект слабо проработанным.
Заместитель министра торговли и экономического развития РФ Андрей Шаронов подчеркнул, что не проработан вопрос источников финансирования и «на сегодняшний день отсутствуют подтверждения намерений частных инвесторов».
Тем более, заметил А. Шаронов, что в Минфин сегодня поступают альтернативные проекты, которые обладают не меньшей экономической эффективностью.
Наибольшие опасения представителя Правительства вызвало то, что источником финансирования данного проекта, в случае положительной оценки, будет Инвестиционный фонд, который формируется из-за профицита бюджета страны.
Однако он отметил, что в любом случае «мы, конечно, будем рассматривать все проекты на конкурсной основе» и здесь уже более детально подвергнем проверке такие параметры, как стоимость проекта, софинансирование, подтвержденное софинансированием частных источников, сроки завершения проекта. «Нам интересны более быстрые проекты», – заявил А. Шаронов.
В заключение оценки обсуждаемого проекта замминистра заявил: «Считаю сегодняшний разговор как приглашение к обсуждению этого проекта, доработке его и рассмотрения на предмет финансирования из инвестиционного фонда».
«Все нужно детально просчитывать, и вопрос о реализации столь масштабного проекта нужно рассматривать в сочетании целого ряда факторов», – заявил УрБК первый заместитель губернатора Владимир Дятлов, говоря о возможности участии Челябинской области в проекте «Урал промышленный – Урал Полярный».
«Если сегодня бизнес, рассматривая эту возможность, найдет в этом для себя более выгодные, дешевые варианты решения своих проблем, то интересы бизнеса, государства, интересы всех регионов в данном случае совпадут – тогда у проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» на самом деле будет очень хорошая и большая перспектива», – считает вице-губернатор.
Однако, отметил В. Дятлов, нужно оценивать и затраты. «И если бизнес на самом деле готов брать на себя обязательства по реализации проекта, то государство должно выступать здесь локомотивом», – считает первый вице-губернатор Челябинской области.
В. Дятлов также подчеркнул, что обсуждение этих вопросов будет продолжено всеми заинтересованными сторонами.
Завершая работу совещания, Владимир Путин отметил, что необходимо, прежде всего, думать о развитии производства на своей собственной территории. Для этого есть все возможности. «Важнейшей задачей является развитие инфраструктуры, - подчеркнул президент. – Но мы собрались не только для того, чтобы обсуждать отдельный проект, а думать о развитии региона в целом».
По итогам заседания будет подготовлен протокол поручений президента соответствующим министерствам и ведомствам.
В своем вступительном слове Владимир Путин отметил значимость Урала для экономики России. Он оценил сложивший производственный потенциал округа, а также подчеркнул, что Уральский округ обязан быть одним из самых бурно развивающихся регионов страны. Вместе с тем В. Путин обратил внимание глав субъектов УрФО на ряд существующих в округе проблем, которые сдерживают динамику экономического развития региона.
Так, президент отметил неравномерность темпов развития субъектов УрФО, когда из-за избыточной концентрации производственный потенциал округа сосредоточен лишь в нескольких хозяйственных центрах. Снижение динамики развития малого предпринимательства (темпы здесь почти в 2 раза ниже, чем общероссийские, – заметил В. Путин). Объем прямых инвестиций, прежде всего иностранных, по-прежнему незначительный.
«Убежден, чтобы привести в действие весь потенциал Урала, добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и перспективные проекты», – отметил В. Путин.
Необходимо использовать стратегически выгодное положение Уральского региона: у округа огромные геоэкономические перспективы, и он вполне может стать образцом региональной стратегии.
В связи с этим Президент РФ особо подчеркнул значимость развития транспортной инфраструктуры, которая напрямую влияет на темпы экономического роста и отвечает задачам удвоения ВВП страны.
«Опорная сеть транспортной магистрали – это широкий выход России на мировые рынки, а также интеграция в глобальные транспортные коридоры», – заявил В. Путин.
Эту тему продолжил в своем выступлении полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев.
«Мы предлагаем разработать проект транспортного коридора вдоль Восточного склона Урала с рабочим названием «Урал промышленный – Урал Полярный», необходимость создания которого очевидна», – заявил П. Латышев, ссылаясь на проведенные предварительные переговоры и консультации по данному вопросу с главами субъектов УрФО, министрами Правительства РФ, а также со специалистами геологоразведочной службы.
Формирование данного транспортного коридора позволит решить главную задачу – ликвидация сырьевого дефицита и обеспечит их доступность.
Ядром данного проекта должно стать строительство новой железнодорожной магистрали «Полуночное (Свердловская область) – Обская (Ханты-Мансийский автономный округ)» и автомагистрали Салехард – Урай – Тюмень.
Это, по мнению П. Латышева, даст жизнь индустриальному комплексу Урала и обеспечит доступ к горнорудной базе и приход инвестиций.
Эту идею поддержали в своих выступлениях большинство прибывших на эту встречу глав субъектов Уральского федерального округа.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев более подробно рассказал о проекте транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный». Сегодня здесь заинтересованы в создании капиллярных линий, которые бы обеспечивали грузами транспортные коридоры. С вводом этих линий сырье из новых месторождений может быть направлено в адрес южно-уральских металлургических комбинатов и электрических станций, работа которых сегодня зависит от поставок сырья с запада Европейской части страны и из Казахстана. Но для развития региональных транспортных артерий, по словам Геннадия Фадеева, компании нужна этапность и доказуемость предъявляемых объемов перевозок. Он также считает, что необходимо развивать пассажирский комплекс северных территорий Урала. «Нам не избежать выхода на Ямал, поскольку будущее нашего государства, его топливно-энергетического баланса за северными территориями», - отметил Геннадий Фадеев.
По прогнозному эффекту, реализация проекта транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный» позволит увеличить внутренний региональный продукт к 2010 г. по ЯНАО в 2,7 раза, по ХМАО - в 2,5 раза, а внутренний региональный продукт Свердловской и Челябинской областей к 2015 г. - в 3 раза. В итоге это обеспечит по России к 2010 г. 38% прироста валового национального продукта.
П. Латышев заявил о насущной необходимости обратить взгляды на потенциал Северного Урала заявил в своем выступлении полномочный представитель Президента России в УрФО Петр Латышев: «Образовался разрыв между динамично развивающейся промышленностью и истощившейся местной ресурсно-сырьевой базой. Сегодня мы живем преимущественно старыми заделами».
Так, П. Латышев отметил нарастающий дефицит сырья в металлургической промышленности: «Это ставит отрасль в жесткую зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, а транспортная удаленность от центров добычи ведет к росту издержек и сказывается на конкурентоспособности экономики в целом».
Как альтернативный вариант, способный обеспечить качественный прорыв экономики округа и всего государства, П. Латышев представил проект «Урал промышленный – Урал Полярный». «Наш незадействованный ресурс на сегодня это Полярный и Приполярный Урал» – заявил П. Латышев.
Как сообщил полпред, по оценкам специалистов, прогнозный потенциал этого района оценивается почти в 60 млрд. тонн. А по данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала составляет порядка $200 млрд.
«При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открывается возможность создания новой горнорудной базы, способной обеспечить потребности отечественной промышленности до 2050 г. и далее», – считает П. Латышев.
Однако проект пока еще находится в начальной стадии и, по мнению ряда выступавших на совещании, имеет как плюсы, так и минусы.
Так, представители Министерства торговли и экономического развития РФ, присутствовавшие на совещании в Челябинске по вопросам социально-экономического развития УрФО, отметив положительные стороны проекта «Урал промышленный – Урал Полярный», все же считают этот проект слабо проработанным.
Заместитель министра торговли и экономического развития РФ Андрей Шаронов подчеркнул, что не проработан вопрос источников финансирования и «на сегодняшний день отсутствуют подтверждения намерений частных инвесторов».
Тем более, заметил А. Шаронов, что в Минфин сегодня поступают альтернативные проекты, которые обладают не меньшей экономической эффективностью.
Наибольшие опасения представителя Правительства вызвало то, что источником финансирования данного проекта, в случае положительной оценки, будет Инвестиционный фонд, который формируется из-за профицита бюджета страны.
Однако он отметил, что в любом случае «мы, конечно, будем рассматривать все проекты на конкурсной основе» и здесь уже более детально подвергнем проверке такие параметры, как стоимость проекта, софинансирование, подтвержденное софинансированием частных источников, сроки завершения проекта. «Нам интересны более быстрые проекты», – заявил А. Шаронов.
В заключение оценки обсуждаемого проекта замминистра заявил: «Считаю сегодняшний разговор как приглашение к обсуждению этого проекта, доработке его и рассмотрения на предмет финансирования из инвестиционного фонда».
«Все нужно детально просчитывать, и вопрос о реализации столь масштабного проекта нужно рассматривать в сочетании целого ряда факторов», – заявил УрБК первый заместитель губернатора Владимир Дятлов, говоря о возможности участии Челябинской области в проекте «Урал промышленный – Урал Полярный».
«Если сегодня бизнес, рассматривая эту возможность, найдет в этом для себя более выгодные, дешевые варианты решения своих проблем, то интересы бизнеса, государства, интересы всех регионов в данном случае совпадут – тогда у проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» на самом деле будет очень хорошая и большая перспектива», – считает вице-губернатор.
Однако, отметил В. Дятлов, нужно оценивать и затраты. «И если бизнес на самом деле готов брать на себя обязательства по реализации проекта, то государство должно выступать здесь локомотивом», – считает первый вице-губернатор Челябинской области.
В. Дятлов также подчеркнул, что обсуждение этих вопросов будет продолжено всеми заинтересованными сторонами.
Завершая работу совещания, Владимир Путин отметил, что необходимо, прежде всего, думать о развитии производства на своей собственной территории. Для этого есть все возможности. «Важнейшей задачей является развитие инфраструктуры, - подчеркнул президент. – Но мы собрались не только для того, чтобы обсуждать отдельный проект, а думать о развитии региона в целом».
По итогам заседания будет подготовлен протокол поручений президента соответствующим министерствам и ведомствам.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель министра торговли и экономического развития РФ Андрей Шаронов: ...
- Полпред Президента РФ в УрФО Петр Латышев: Необходимость создания транспорт ...
- Петр Латышев: Образовался разрыв между динамично развивающейся промышленнос ...
- За последние 2 года ОАО «РЖД» инвестировало более 20 млрд. рублей в развити ...
- Первый вице-губернатор Владимир Дятлов: Если интересы бизнеса, государства, ...