«Коммерсант» и Дмитрий Носков информируют: «Статистика неподотчетна»

На Урале формируют новую отрасль


В нынешнем году уральские власти рассчитывают увеличить количество туристов, отдохнувших на территории региона. Уже в прошлом году в летний период на Урале отдыхало больше людей, чем тех, кто провел отпуск за рубежом. Увеличение доли внутреннего и въездного туризма прогнозируется за счет вложений средств в рекламу региона, а также значительного увеличения стоимости туров на традиционные зарубежные курорты. Впрочем, развитию уральского туризма может помешать отсутствие туристической инфраструктуры и статистических данных, без которых сложно планировать маркетинговую политику.


В УрФО наиболее развита туристическая индустрия в Челябинской и Свердловской областях. Южный Урал знаменит своими курортами на озерах (Увильды, Тургояк), национальными лесными парками и памятниками древней истории (самый известный – древний город Аркаим, предполагаемая родина мифических ариев). В Свердловской области находятся лечебно-оздоровительные курорты (на ее территории много источников минеральной воды и грязевых источников), здесь также много памятных мест — в Екатеринбурге находится Храм-на-Крови (место расстрела царской семьи), храмовый комплекс в Верхотурье, наклонная Невьянская башня, построенная известным промышленником Демидовым.


Но местный туризм все же на Урале не развит. Ведь регион относится к категории промышленных территорий, поэтому ставку местные власти традиционно делали на поддержку и развитие сфер тяжелой промышленности. Туризм же никогда не рассматривался как полноценная отрасль. Теперь, как утверждает в комитете по спорту, физкультуре и туризму Челябинской области Александр Филиппов, ситуация изменилась. По его словам, власти начали рассматривать региональный туристический комплекс как серьезный ресурс. И в челябинском, и в свердловском правительствах утверждают, что уделяют рекламным кампаниям туристических маршрутов своих регионов достаточно внимания. И как результат – увеличение доли внутреннего и въездного туризма.


В челябинском правительстве затруднились оценить долю внутреннего и въездного туризма. Кстати, как признают в местных агентствах, специализирующихся на региональном туризме, отсутствие «адекватной статистики» мешает более быстрому развитию рынка: ведь без показателей в отрасли трудно планировать маркетинговые ходы. «Сложно вообще оценить емкость этого рынка. Статистические данные публикуются лишь раз в два года и не охватывают всех участников рынка», – считает председатель Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев.


Участники рынка вместе с положительными тенденциями в развитии отрасли также отмечают и ряд негативных. В частности, они указывают на то, что увеличение потока туристов не сопровождается строительством гостиничных и развлекательных комплексов эконом-класса. По словам директора по туризму компании «Спутник» Марины Бондарь, в Свердловской области не хватает новых двух-трехзвездочных отелей. «У нас очень большой рост по количеству иностранцев, посещающих Екатеринбург, но нам их негде поселить», – отметила госпожа Бондарь. А из-за отсутствия отелей в исторических провинциях агентства вынуждены селить туристов в пансионаты, профилактории и «прочие места спецрасселения», которые были построены еще в советские годы, и сегодня не отвечают запросам большинства туристов, привыкших к комфорту.


Среди проблем турагентства также выделяют соотношение цены и качества отдыха на курортах Урала. Например, стоимость путевки на одного человека в санаторий «Обуховский» на 14 дней приближается к $500. В то же время индустрия развлечений в уральских санаториях в большинстве случаев отсутствует, а комфортабельность проживания ниже, чем на зарубежных курортах. Все это, как указывают участники туррынка, значительно замедляет развитие индустрии туризма на Урале.

Другие материалы по теме: