«Южноуральская Панорама» и Валерий Панов информируют: «Машиностроение на перепутье»

По итогам прошлого года, впервые за последние три года машиностроение Челябинской области показало рост в 7,7%. Кажется, что в конце тоннеля забрезжил свет. Можно ли этот факт считать сломом прежней «понизительной» тенденции в машиностроительной отрасли, разворотом к новой тенденции – поступательному увеличению производства машиностроительной продукции? С этим и другими вопросами по теме мы обратились к президенту Челябинского регионального объединения работодателей «ПромАсс» Валерию Панову.


– Эта хорошая цифра пока свидетельствует о том, что в отрасли всего лишь замедлился спад. На ряде заводов увеличился объем выпуска продукции. Например, миасский автозавод «Урал» в прошлом году произвел больше автомобилей, чем в 2003 году. Но 2003-й для этого завода был годом серьезного падения производства. К сожалению, общий тренд остается прежним – медленное снижение производства. А положительная динамика по 2004 году свидетельствует о том, что наши машиностроители и оборонщики не смирились с негативной тенденцией в отрасли, не опустили руки. Сегодня индикатором состояния той или иной отрасли является задолженность по заработной плате. Самый большой ее объем находится в машиностроении. Почти 90 млн. руб. зарплатного долга только у оборонных предприятий.


– Валерий Викторович, гнетущее падение производства в машиностроении в последние пятнадцать лет стало притчей во языцех. Проблему всё видят, но никто не может предложить спасительную стратегию развития отрасли.


– 28 апреля в Челябинске под председательством губернатора области прошла представительная конференция по проблемам машиностроения, на которой проанализированы проблемы отрасли и намечены реальные пути исправления ситуации в машиностроении Челябинской области. В то же время силами только региона эту махину не сдвинуть. Решить вопрос по стратегии развития машиностроения можно только с участием федерального центра. Ведь основная причина падения производства в составной части машиностроительного комплекса – оборонном машиностроении – кроется в позиции государства. Оно, как основной потребитель продукции предприятий ВПК, долгие годы не может определиться и сказать, сколько и каких видов вооружения и военной техники ему потребуется на ближайшие годы и в перспективе на 10 – 15 лет. В оставшейся части машиностроительного комплекса, где прошла предприватизация, определенное положительное воздействие оказал рынок. Собственники и менеджеры этой части машиностроения провели на предприятиях организационные и структурные изменения и стабилизировали производство, в том числе внедрив новые, востребованные рынком виды продукции. Эти «точки роста» машиностроения области – «Метран», «Теплоприбор», «Электромашина». На этих предприятиях в принципе изменены подходы к решению поставленных жизнью и рынком задач.


– За счет чего возможен и планируется стабильный, необратимый рост в машиностроении? Загрузка простаивающих мощностей, инвестиции, инновации, высокая заработная плата персонала?


– Существующие сегодня показатели загрузки машиностроительных предприятий в 15 % – это расточительство и путь к полному развалу отрасли. Она не должна быть менее 50 %. Без этого ни о какой прибыли и рентабельности предприятий отрасли не может быть и речи. Да жизнь это жестко демонстрирует. Неразбериха в распределении военных заказов приводит к конкуренции между предприятиями. Они борются за заказы. У кого сильное лобби в правительстве, получают заказы, а другие сидят без работы, хотя могли бы выпускать нужную стране невоенную продукцию. Ведь очевидно, что центру и регионам нужно иметь загруженные работой предприятия и население, расширение базы налогоплательщиков, перспективу развития на будущее. Незагруженные мощности – это гири на экономике страны и области. Я, как президент «ПромАсса», имею поручение от губернатора Челябинской области заниматься решением этой проблемы. У меня есть предложения по исправлению этой ситуации. Я обсудил их с федеральным инспектором по Челябинской области Валерием Третьяковым и руководителем представительства агентства по управлению госимуществом по Челябинской области Александром Власовым и нашел поддержку. Их суть – государству нужно выводить простаивающие машиностроительные мощности (территория, здания, оборудование, интеллектуальная собственность и так далее) и уже как свою долю собственности вкладывать (продавать) в новые машиностроительные предприятия, куда заинтересованы вложить инвестиции и ноу-хау частные собственники. Новые проекты оживят и введут в рыночный оборот эти мощности. – Важный вопрос: что будут производить на этих новых предприятиях современные менеджеры? – Здесь стратегия ясна: новые бизнес-проекты в машиностроении должны заняться импортозамещением. Многое оборудование и промышленные товары ввозятся из-за рубежа. Страна теряет много денег, тем самым поддерживая и создавая новые рабочие места в других странах. Прибыль вывозится. А для импортозамещения у нас многое есть: сырьевая база, технологии (которые и надо производить из научных идей), высококвалифицированный персонал. Нам просто нужно организовать все эти компоненты в работающие производства. Почему, допустим, у нас не производятся, а закупаются импортные стройматериалы для отделки? Разве для этого нужны космические технологии и технологические линии, которые мы не можем применить? Осенью прошлого года под Челябинском запущен завод «Минплита». В это предприятие вложено 20 млн. евро иностранных инвестиций. Поставлены итальянские линии, созданы новые рабочие места. Завод выпускает современные минеральные плиты, востребованные нашими строителями. И сегодня Миасский машиностроительный завод совместно с итальянцами переводит чертежи технологических линий, установленных на заводе «Минплита», с европейского стандарта на российский. ММЗ готов производить эти линии. Вот пример правильного подхода и видения перспективы: загружаются российские машиностроительные мощности и ликвидируется зависимость от поставок импортных запасных частей. А сегодня бизнес поставщиков запчастей к подобным зарубежным высокотехнологичным промышленным линиям дает 300–400% прибыли.


– Россия собирается погашать долги Парижскому клубу кредиторов, в том числе используя накопления стабилизационного фонда. Аргументы старые: иначе проедим деньги, так как нет достойных российских проектов.


– Мое мнение: накопленные страной инвестиционные ресурсы нужно тратить на инфраструктурные проекты. Это дороги, порты, трубопроводы, аэропорты и так далее. Эти затраты дадут серьезный толчок развитию экономики страны и не раскрутят инфляции. Второй объект вложений – строительство жилья. Эта отрасль тоже может эффективно использовать государственные и частные накопления. В итоге в России будет создаваться продукт, который востребован всегда. В результате массового строительства жилья будут стерилизоваться денежные накопления, снизится обесценивание денег, а люди получат лучшие условия для поддержания жизни и здоровья. Для новых строек понадобится больше строительных материалов, больше металла, машин, механизмов. Это приведет, как катализатор, в более динамичное состояние основные отрасли экономики, в том числе и машиностроение. Машиностроители более широко смогут предложить свою продукцию. Более того, потребуется построить новые машиностроительные заводы. Например, я считаю, что в Челябинской области необходимо построить заводы по индустриальному производству малоэтажных жилых зданий. Эти дома будут дешевле домов из железобетонных конструкций. Это направление домостроения будет развиваться не в пику крупнопанельному домостроению, имеющему хороший спрос. Просто наступило время, когда гражданам нужен более широкий спектр качества жилья. И этот спрос на это жилье толкает к развертыванию нового типа домостроения. Государство шире должно включаться в строительство жилья на возвратной основе, обеспечивая строительство готовых строительных площадок с подведенными газом, водой, теплом, электричеством, связью.


– Какую цену придется заплатить стране и Челябинской области при вступлении России во Всемирную торговую организацию? Не заморозит ли ледяное дыхание ВТО все наши большие планы по модернизации страны?


– Политическое решение принято. В 2006 году страна уже будет ощущать конкретные механизмы работы в открытом мировом рынке. Но ВТО принесет не только ледяное дыхание конкуренции. Если будем бояться и сидеть сложа руки, прятаться за шторку, будет очень плохо для многих. Вступление в мировой рынок – это двусторонний процесс. Это серьезная, без поблажек неэффективной господдержки, конкуренция с зарубежными производителями. С другой стороны, это мощный стимул и реальная возможность для конкретных менеджеров, собственников и отраслей взять за рубежом то, что у нас отсутствует: новые технологии, в том числе в организации бизнеса, выстраивание приоритетов и аккумуляция ресурсов на перспективных направлениях, оптимизация затрат.


– До рынков западных стран еще нужно добежать или доползти. А не захватят ли в это время мировые конкуренты собственно российский рынок без всяких перспектив для национального капитала?


– Пришло время смотреть на рынок как на открытую экономическую систему без национальных барьеров. На свой внутренний рынок мы можем более серьезно влиять, чем даже сейчас, если будем его сами активно занимать и осваивать. Но надо отдавать себе отчет, что претендовать на него наши предприятия смогут, если по качеству и другим параметрам российские товары и услуги будут конкурентными. И без ВТО неправильно и неэффективно просить у государства протекции, обеспечивая себе более удобную и часто иждивенческую позицию. Уже сейчас это не срабатывает. Это видно на примере «эффективного» руководства многих директоров в Челябинской области своими предприятиями. Сменим психологию менеджеров, внедрим новые технологии производства, тогда сможем конкурировать и с западными предприятиями. При этом процессе часть простаивающих российских предприятий потеряют даже свои внутренние рынки сбыта и умрут. К сожалению, многие руководители наших предприятий этого не понимают. А свою ответственность и потенциальные, не выявленные возможности заменяют страхом перед ВТО, страхом перед настоящей конкуренцией не только с зарубежными, но и с российскими производителями.

Другие материалы по теме: