«Южноуральская панорама» и Евгений Аникиенко информируют: «Подводные камни молочной реки»

Буренки повышают надои, но цены на прилавках не снижаются


Летом, в период большого молока, когда буренки вышли на выпас, его себестоимость резко падает. Соответственно идут вниз и закупочные цены на молоко у сельхозтоваропроизводителей. Такова диалектика рынка и экономическая политика молокопереработчиков, во многом диктующих цены на этот питательный и полезный продукт. Сегодня им приходится работать в условиях жесткой конкуренции: молоко везут в нашу область из Башкирии, Перми, Зауралья... Казалось бы, в этой ситуации заводы и торговля, в свою очередь, должна тут же снизить цену, а молокопродукты станут доступными буквально каждому. Но так происходит далеко не всегда. Почему?


Сезонные «скидки» для села


– В мае, с переходом коров на летние пастбища, в среднем по области закупочная цена на молоко, по сравнению с зимовкой, снизилась на 1 руб. 30 коп. за литр, – говорит начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства области Алексей Пигин. – Это почти 15%. К примеру, Челябинский гормолкомбинат снизил ценовую планку закупа молочного сырья на селе с 8 руб. 30 коп. до 7 руб. Минимальные цены закупа молока у сельхозпроизводителей установили в Южноуральском и Чебаркульском молзаводах – соответственно б руб. 30 коп. и 6 руб. 80 коп. за литр.


Обо всем этом зашла речь на недавнем совещании молокопереработчиков в областном минсельхозе. Молокопереработчиков убедили не снижать слишком резко закупочные цены на сырье, чтобы пострадавшие от прошлогодней засухи сельхозпредприятия хоть что-то смогли заработать в период большого молока. И надо сказать, закупочные цены в Челябинской области несколько выше, чем в соседних регионах.


В Башкирии и Перми они почти бросовые, и нашим «молочникам», даже с учетом затрат на перевозку, порой нелегко выдержать конкуренцию с чужаками. По мнению Алексея Пигина, дело в том, что на Южном Урале и у соседей применяется разный механизм дотирования молочной отрасли: если в ряде других регионов – на объем выпуска продукции, то в Челябинской области с учетом сохранности поголовья, среднесуточных привесов. Видимо, такой комплексный подход более правильный – нельзя жить одним днем. Но варягам-конкурентам это выгодно: они уже заполонили наш рынок своей продукцией, сбивают цены. В этих условиях для местных молокопроизводителей выход один – повышать качество продукции.


Вроде бы летом молока в достатке. Но, по данным областного минсельхоза, пока мы потребляем его куда меньше, чем необходимо – 200 литров на человека в год, а по медицинским нормам нужно 370. Похоже, все дело в спросе: малообеспеченным пенсионерам и учителям ежедневные молочные покупки не по карману.


Как сделать молочный товар доступным буквально каждому? Ясно, что нужно снижать его себестоимость. Областная власть всячески поддерживает сельхозпроизводителей. На проведение минувшей тяжелой зимовки, дабы сохранить дойное стадо, областная казна выделила селу 203 млн. руб. безвозвратных субсидий. Эти деньги пошли на выплату зарплаты животноводам, погашение долгов по лизинговые закупкам техники, горючего у гербицидов для посевной. Ведь на прокорм буренок зимой приходится львиная доля затрат молочного сектора, и нужно загодя обеспечить полноценный запас кормов. А сейчас областью выделяется еще 11 млн. безвозмездных субсидий, большая часть которых пойдет на создание кормововой базы. Кроме того, выделено еще 29 млн. руб. на поддержку племенного животноводства.


Применяются и другие, возвратные схемы субсидирования. К примеру, в рамках областной программы закупа концентратов правительство области предоставило селянам ссуду на 40 млн. руб. А в результате использования возвратного механизма комбикормов купили на 68 млн. руб.


Условный прирост


Сегодня реализация молока с ферм на молокозаводы, по данным минсельхоза области, даже несколько выше уровня прошлого года – примерно на 3-5%. Но этот показатель весьма условен: просто вырос объем поставок переработчикам молока, и снизилось внутреннее его потребление в сельхозпредприятиях – на выпойку телятам, поддержку соцсферы села. В прошлом году товарность молока была 86%, а нынче – 91! Оставшиеся без средств селяне вынуждены идти на это, чтобы заработать лишнюю копейку. Но, в то же время, объемы производства молока на этот период к прошлому году снизились на 3%. Это вполне объяснимо: прошлогодняя засуха больно ударила по животноводству, из-за нехватки кормов поголовье буренок уменьшилось на четыре тысячи.


Все это не могло не сказаться на объемах. В начале года допущено серьезное отставание по поставкам молочной продукции, и сейчас приходится с немалым трудом его наверстывать. Правда, радует, что продуктивность растет: среднесуточный надой на корову по области уже превысил 10,4 литра молока против 9,7 литра на тот же период минувшего года. Все это, конечно, сказывается и на себестоимости, и на ценах молока.


Власть поможет


Из чего все-таки складывается цена на молоко? Понятно, что львиную долю себестоимости, которая напрямую влияет на цену, особенно в период зимовки, занимают корма. Значит, нужно снижать затраты на их выращивание и заготовку. Но важно еще и довести молоко до потребителя, обеспечить его сохранность и качество. И здесь помогает власть: в рамках областной программы поддержки животноводства на село направлено 68 миасских охладителей молока, еще десяток уже на подходе. Эту современную технику, во многом не уступающую импортным аналогам, хозяйства берут у областного фонда имущества в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа. По той же схеме на село в прошлом году поступило 609 доильных аппаратов и уже полтысячи – с начала этого года. А всего в 2005-м будет направлено сельхозпроизводителям 2,5 тысячи таких аппаратов. Селяне за последние полтора года получили также 62 суперсовременные вакуумные доильные установки, а недавно губернатор области принял решение о дополнительных поставках еще десяти. По областной программе развития животноводства на фермы поступило также 40 кормораздатчиков, смесителей, миксеров. Это ведет к улучшению питательности и поедаемости кормов, а в конечном итоге дает немалую молочную прибавку.


Но цены на молоко во многом определяет и тарифный рост на электроэнергию, горюче-смазочные материалы. Цены на горючее особенно подскочили в период посевной, и лишь товарные кредиты продкорпорации помогли селянам провести ее в срок. Почему бы федеральной антимонопольной службе не спросить с перекупщиков горючки за необоснованное завышение цен? С электричеством – схожая картина. Парадокс: порой, если крестьяне экономят на потреблении электроэнергии, им выставляют счет по повышенному тарифу. Разве это не ценовой диктат?


Молокозаводы снижать «тариф» не спешат...


Цены на молоко у сельхозпроизводителей и у переработчиков совершенно разные. Накрутка молокозаводов ведет к тому, что на прилавки диетический продукт поступает куда дороже. Но всегда ли они обоснованы? Правда, Челябинский гормолкомбинат и Чебаркульский молокозавод охотно кредитуют поставщиков молока, проплачивая его на месяц-полтора вперед. Но... по «своей» цене. А селяне вынуждены идти на эти условия. Перевозка сырья молзаводовским транспортом тоже бьет село по карману: затраты закладывают в закупочную цену.


Года три назад, помнится, в области немало надежд возлагалось на проект создания так называемых агромолочных холдингов, предусматривающий переход ряда хозяйств-поставщиков под «крышу» молокозаводов. Но он так и не был осуществлен. В отличие от птицефабрик, в последнее время активно берут землю и. открывают свои «сельские цеха», молокопереработчики не спешат вкладывать деньги в сельскую экономику, ограничиваясь кредитованием партнеров. А инвестиции там нужны как никогда...


и торговля тоже


– В июне темпы сезонного снижения цен на молоко несколько замедлились, – считает начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства области Виктор Щевьев. – Если в мае они пошли вниз, то сейчас «притормозили». В июне снизили цены, и то ненамного, лишь Чебаркульский и Магнитогорский молокозаводы. Но нужно учесть, что к базовой цене можно прибавить еще 50 коп. за литр за счет выигрыша в качестве. И наоборот, если молоко ниже первого сорта, цена снижается.
У Виктора Щевьева немало претензий к молокопереработчикам: снижая закупочные цены на сырье, они не спешат одновременно уменьшать и продажную цену своей продукции. Если в прошлом году, к примеру, Челябинский гормолкомбинат в это время снизил цену на 7%, то с начала нынешнего года она не уменьшилась ни на йоту. А по осени цены подскочили весьма существенно. Начальник отдела маркетинга молококомбината Елена Казеннова объясняет это ростом цен на горючее и электроэнергию, подорожанием упаковки. Но ведь сельхозпроизводители находятся в тех же условиях... Правда, Елена Казеннова не исключает вариант со снижением цен, но по срокам и цифрам сказать затрудняется.


Однако заместитель генерального директора по продажам молококомбината Эльмира Бурнашова вовсе не разделяет оптимизм коллеги и не берется прогнозировать снижение реализационных цен предприятия. По ее словам, по сравнению с прошлым летом, цены сельхозпроизводителей на сырье даже несколько увеличились, а расходы переработчиков выросли. Но какое дело нам, потребителям, до проблем молочных партнеров, коли окончательная цена с накруткой торговли для многих и вовсе становится неподъемной. Когда же, наконец, набирающая силу молочная река прорвет ценовой барьер и станет доступной всем и каждому?

Другие материалы по теме: