Принятие Госдумой поправок в закон об ОСАГО продиктовано недостаточно благоприятной ситуацией на рынке обязательного автострахования

Обязанность оплачивать убытки по ОСАГО в случае ухода страховой компании с рынка может перейти к Российскому союзу автостраховщиков (РСА). В пятницу Госдума приняла в первом чтении соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Сами страховщики уверяют, что резервов союза должно хватить на выплаты клиентам обанкротившихся компаний. Об этом сообщает газета «Бизнес».


Закон об ОСАГО, вступивший в силу два года назад, не предусматривал механизма урегулирования претензий клиентов в случае отзыва у страховщиков лицензий и их ухода с рынка. По действующему законодательству, клиенты таких компаний могут получить компенсацию РСА только после проведения длительной процедуры банкротства страховщика и только в случае ущерба здоровью. Принятые в пятницу в первом чтении поправки в закон об ОСАГО обязывают РСА платить сразу после отзыва у компании лицензии и в случае ущерба не только здоровью, но и имуществу.


Заняться разработкой законопроекта в спешном порядке страховщики были вынуждены после того, как Федеральная служба страхового надзора приостановила действие лицензий у нескольких компаний, занимающихся ОСАГО. Сейчас лицензии на ОСАГО отозваны у двух компаний – у «Авеста» и Западно-Сибирской транспортной страховой компании, которые в 2004 г. продали около 100 тыс. полисов по «автогражданке». На очереди еще пять компаний, лицензии которых приостановлены: «Страховое общество СНГ», Евро-Азиатская страховая компания, ССО, «Финист МК» и «Доверие». Эти страховщики, по данным РСА, в 2004 г. продали почти 160 тыс. полисов.


По словам автора поправок депутата Госдумы, президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, по полисам двух компаний с отозванной лицензией и пяти с приостановленной могут предъявить убытки около 5,5 тыс. человек. Размер претензий Коваль оценивает в 120-140 млн. руб. Средств на выплаты пострадавшим клиентам, уверяет он, должно хватить. По словам депутата, компенсировать потери пострадавших клиентов планируется из специального фонда гарантий РСА, куда страховщики отчисляют 1% от собранных по ОСАГО средств. По данным на 1 января 2005 г., объем фонда составлял около 600 млн. руб.


Представители компаний-страховщиков Челябинска считают, что поправки в закон о ОСАГО продиктованы сегодняшней ситуацией на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности.


«В первую очередь, эти меры направлены на защиту прав клиентов», – заявили УрБК в Страховой Компании «Наста», комментируя принятые в пятницу Госдумой в первом чтении поправки в закон об ОСАГО.


По мнению специалистов СК «Наста», вопрос достаточности фонда РСА для этих целей здесь не является основным. «Страховые компании регулярно ведут отчисления в специальный фонд гарантий Союза автостраховщиков. Кроме того, невозможно представить себе ситуацию, когда из порядка 170 страховщиков, действующих сегодня на рынке у 100 или большей части отберут лицензии, и таким образом будет спровоцирован дефицит фонда», – считает представитель челябинской страховой компании.


«Принятие Госдумой поправок в закон об ОСАГО продиктовано тем, что ситуация в этом секторе рынка страховых услуг складывается недостаточно благоприятная», – заявил УрБК специалист по автострахованию СК «Траст» Виктор Фромм, комментируя принятие в первом чтении Госдумой поправок в закон об ОСАГО, предписывающих, что в случае ухода страховой компании с рынка обязанность оплачивать убытки переходит к Российскому союзу автостраховщиков.


«Так, у многих страховых компаний были отозваны лицензии из-за непроизведения ими выплат, а также затягивании сроков страховых возмещений. Кроме того, в последнее время, для небольших (часто региональных) СК, у которых не такой широкий спектр деятельности, занятие ОСАГО становится не только не прибыльным, но практически убыточным, что в перспективе ведет к банкротству. Поэтому при проведении срезов финансового состояния компании по данному виду страхования и при получении достаточных предпосылок соответствующее ведомство вправе отозвать лицензию», – прокомментировал В. Фромм.


Вместе с тем, отметил специалист «Траста», есть и объективные причины убыточности многих компаний, занимающихся ОСАГО. «Используемые при расчете страховой премии базовые тарифы в рублях разработаны в 2003 г., однако за последние два года уровень инфляции в России вырос. Так, например, удорожание восстановительного ремонта произошло на 20%, при этом расчет тарифов тот же. В результате не выдерживается баланс и получается, что компании выплачивают больше», – считает В. Фромм.
Также, по его мнению, есть и региональные особенности, влияющие на рентабельность автострахования: тяжело тем компаниям, которые действуют в регионах повышенного риска (Тюмень, Ханты-Мансийск) или городах-миллионниках, где вероятность аварий очень высока.


«В целом, по прогнозам специалистов, через 2-3 года из действующих сегодня в России на рынке страхования ОСАГО 170 компаний останется порядка 40», – считает специалист СК «Траст».

Другие материалы по теме: