«Южноуральская панорама» и Геннадий Сеничев сообщают: «Новые горизонты Магнитки»

Для Челябинской области Магнитогорский металлургический комбинат – предприятие знаковое. Он по-прежнему оказывает заметное влияние на развитие региона не только как основной налогоплательщик, но и загружает другие направления экономики области – металлообрабатывающие предприятия, Южно-Уральскую магистраль, строительство и другие. Во всей области едва ли найдется предприятие, действующее без магнитогорского металла. Но с обострением конкурентной борьбы в последнее время ММК работает в очень непростых условиях, не отказываясь от стратегии своего развития. Об этом «Южноуральской панораме» рассказывает генеральный директор комбината Геннадий Сеничев.


– За прошедшие полгода Магнитка произвела 5,5 млн. т стали и 5,25 млн. т готового проката. Результаты на 2-3% ниже соответствующего периода прошлого года, и такая тенденция наблюдается на всех основных металлургических предприятиях России. Но из них только Магнитогорский комбинат работает почти без собственной сырьевой базы и по выпуску основных видов продукции продолжает удерживать лидирующие позиции в металлургической отрасли России. На сегодня доля ММК в общероссийском производстве готового проката составляет 19%.


– И это вопреки сырьевой блокаде?


– Как таковой блокады не получилось. Мы увеличили производство собственной готовой руды и за прошедшие полгода, довели его до 720 тыс. т, но эти объемы, конечно же, далеки от наших потребностей. Мы за короткое время нашли новых поставщиков рудного концентрата. Вся сложность заключается здесь не только в новых партнерах, но и в качественных характеристиках сырья, необходимого для нашего производства. Оно есть в России и ближнем зарубежье. В мае на комбинат поступили первые 30 тыс. т опытной партии окатышей Полтавского горно-обогатительного комбината из Украины, и уже в июне их количество увеличилось до 250 тыс. т. С Магниткой начали работать и отечественные горно-обогатительные предприятия, которые видят в нас надежного партнера. В июне мы практически полностью восстановили поставки рудного сырья и стали работать в прежнем режиме.


– Говорят: «За морем телушка – полушка, да дорог перевоз»...


– «Дорогого перевоза» тоже не получилось. Мы договорились о снижении тарифов на поставку сырья, при этом железнодорожники ничего не теряют, а даже увеличивают почти на 1,5 млрд. рублей свои доходы. Это объясняется не только увеличением «тонно-километров», но и перевозкой сырья исключительно в российских вагонах. В тарифной политике мы идем дальше. По предложению председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова, сейчас рассматривается возможность снижения тарифов на перевозку магнитогорского металла к дальневосточным портам.


– Что же получилось в итоге «сырьевой» борьбы?


– В итоге мы нашли новых партнеров и на совместном обсуждении проблемы с президентом России Владимиром Путиным определили перспективы освоения новых железорудных запасов на севере Урала, в котором самое активное участие примет и наш комбинат. В результате еще одно направление развития отечественной экономики. Что же касается производителей сырья, то у них тоже есть свои проблемы. Тот же Полтавский горно-обогатительный комбинат свернул поставки металлургическим предприятиям Польши, которые отказались от украинского сырья. Сказывается ухудшение мировой конъюнктуры на внешнем рынке металлопродукции. Поэтому украинские горнообогатители были вынуждены работать «на склад». Сейчас их запасы достигают 1,5 млн. т рудного концентрата, и там тоже озабочены рынком сбыта и ищут новые пути для реализации своей продукции.


– А каковы особенности рынка сбыта у комбината?


– Несколько лет назад мы начали отдавать приоритет внутреннему рынку и за последнее время значительно укрепили свои позиции именно в этом направлении, что определяется общим ростом развития российской экономики и ее металлообрабатывающих отраслей. Экспортная составляющая реализации постепенно снижается. Если в 2002 г. 57% продукции комбината отправлялось за рубеж, то в прошлом году эти поставки снизились до 51%. Соответственно – на внутреннем рынке реализация металла увеличилась до 5 млн. т. В зависимости от темпов роста валового внутреннего продукта и развития металлообрабатывающих отраслей до 2010 г. прогнозируется увеличение поставок металла на 1,5-2,5 млн. т в год. Половина всей продукции предназначена для предприятий Урала и Поволжья. Наибольшее количество металла поставляется производителям труб и в автомобильную промышленность. Магнитка по-прежнему является основным поставщиком для ВАЗа, КамАЗа и уральских автостроителей. Значительное количество металла потребляет ОАО «Российские железные дороги». Со всеми потребителями мы работаем на долгосрочной основе, постоянно корректируя взаимоотношения.

Другие материалы по теме: