ВАС РФ признал незаконным взимание платы МУП «Мемориал» за регистрацию захоронений

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС РФ) признал незаконным решение Челябинской городской думы, согласно которому МУП «Мемориал» взимает плату за регистрацию захоронений. Таким образом, заявление Генеральной прокуратуры РФ и Челябинского УФАС России удовлетворены, а дело направлено на новое рассмотрение, сообщает пресс-служба ФАС.

Напомним, в 2010 году антимонопольный орган признал некоторые пункты положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, принятого Челябинской городской Думой в 2006 году, противоречащими части 3 статьи 15 закона о защите конкуренции. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что исполнение этих положений может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции в сфере оказания ритуальных услуг.

Документ предусматривал незаконную передачу муниципальных кладбищ Челябинска в ведение специализированной службы. В Челябинске владельцем всех общественных кладбищ стало МУП «Мемориал», в результате чего оно приобрело возможность получения дохода с общественных кладбищ, не относящихся к землям коммерческого пользования, в том числе при регистрации захоронений.

Несмотря на гарантию государства о бесплатном погребении, которое невозможно осуществить без регистрации захоронений, эта услуга была платной. МУП «Мемориал» взимало с граждан плату за регистрацию захоронений на всех общественных кладбищах Челябинска в размере 912 руб. Однако антимонопольный орган установил, что эта услуга должна осуществляться органами местного самоуправления или созданными ими бюджетными учреждениями на безвозмездной основе.

В результате предприятие получило возможность диктовать свои условия конкурентам, в том числе путем отказа в разрешении захоронения другим компаниям в случаях, если ими не привлекались к выполнению работ специалисты МУП «Мемориал».

Прокурор Челябинской области обратился в областной Арбитражный суд с заявлением о признании частично недействующим этого положения, поскольку указанные в нем функции относятся к полномочиям органа местного самоуправления и не могут быть переданы хозяйствующему субъекту.

Однако Арбитражный суд области и Федеральный арбитражный суд Уральского округа в удовлетворении заявленных требований отказали.

В связи с этим Генпрокуратура РФ в интересах прокурора Челябинской области и Челябинское УФАС России обратились в ВАС РФ с заявлениями о пересмотре в порядке надзора решений вышеназванных судов.

Другие материалы по теме: